Прочитанное

Jul 15, 2010 08:55

1. Юстейн Гордер "Дочь циркача"




Юстейн Гордер - норвежский писатель и философ, я читала его книги "Апельсиновая девушка" и "Мир Софии". Первая мне очень понравилась, а последняя несколько разочаровала. "Дочь циркача" я прочла запоем. Чудесная книга. Эта книга о книгах и писателях, книга о людях, которые хотят писать, но им решительно нечего сообщить миру. Наши магазины заполнены книгами, пустыми книгами, написанными молодыми людьми, которые хотели стать писателями "прежде всего потому, что им хочется жить, как живут писатели." "Думать, что сначала можно писать, а жить - потом, заблуждение, присущее постмодернистам. Сначала человек должен пожить, а уж потом может задуматься, есть ли у него что рассказать людям, - говорит автор. - Творчество является плодом жизни, а не жизнь плодом творчества."

Главный герой книги, Петтер, с детства отличается незаурядной фантазией, он без конца выдумывает увлекательнейшие, захватывающие истории. Однако писателем он становиться не хочет, он совершенно лишён тщеславия, известность его не привлекает, к тому же его истории слишком быстро наскучивают Петтеру. "Писать романы - слишком обыденное занятие, - говорит он, - Романы пишут люди односторонние." Но Петтер отчаянно нуждается в деньгах, и тогда он понимает что, его фантазия - хороший товар, и он придумывает себе новую профессию - тайно продавать подуставшим писателям свои афоризмы, литературные наброски и целые сюжеты. Прикрываясь деятельностью литагента, он постепенно он опутывает своей сетью всю Европу, и чуть ли не вся современная литература оказывается вдохновлённой идеями Петтера, а большинство писателей своей славой и новыми романами оказываются обязаны малоизвестному литагенту по прозвищу Паук.
Однако жизнь Петтера оказывается гораздо сложнее придуманных им сюжетов. Сквозная история, которую автор повторяет на разные лады на протяжении всей книги, - о дочери директора цирка, Панине-Манине, воспитанной приемными родителями и, лишь спустя много лет, узнавшей своего настоящего отца, - оказывается отражением истории главного героя.

2 и 3. Маргарет Этвуд, "Слепой убийца" и "Рассказ служанки".




Маргарет Этвуд признанная канадская писательница, лауреат Букеровской премии. Я прочитала две её книги: "Слепой убийца" и "Рассказ служанки".
"Слепой убийца" написан от лица старой женщины, и повествует о жизни её и её странноватой сестры. О их прошлом, хранящем жуткие тайны, и о том, к чему это всё привело.
Первые 100 страниц я засыпала каждые 5 минут, сюжет закручен и перекручен так, что создатели "Санта Барбары" нервно курят в сторонке, и всё это для того, чтоб понять, почему сестра героини, Лора Чейз, всегда считавшаяся немножко не от мира сего, в свои цветущие 26 лет, вдруг рухнула с моста. Тут есть и растление малолетних, и несчастный брак, и внебрачная связь героини с коммунистом-экстремистом, и ревность, и предательство, и самоубийство. Книга вроде бы тяжёлая, но написано она так мило и утончённо, как будто автор - выпускница института благородных девиц, острые углы тщательно сглажены, растрепавшиеся эпизоды, причёсаны, концы спрятаны. Через всю книгу красной нитью проходит дополнительный роман "Слепой убийца", который тут, по правде говоря, ни к селу, ни к городу, но для нагнетания пущей загадочности весьма кстати. Вот эта потребность нагромоздить огромную кучу всяческих событий и подробностей, там, где вроде бы и так всё понятно, и нагнетать, и нагнетать интригу до конца книжки, - не дай бог, не дочитают, явно лишняя, и это раздражает.
В общем и целом книга неплохая, она хорошо и грамотно написана, её интересно читать. Вот только это скорее женский роман. Собственно "Слепой убийца" кажется мне очень хорошей иллюстрацией к основной идее "Дочери циркача" Гордера. Писательница пытается учить нас жизни, рассуждать о добре и зле, но мне кажется, она сама не очень хорошо представляет себе, что собственно хотела сказать. И зачем всё это наворотила.

"Рассказ служанки" это антиутопия по-женски. На территории США произошла революция, и было образовано государство победившего христианского фундаментализма - Галаад. По новым законам женщины лишены права собственности, они не имеют права работать, а лишь заниматься домашним хозяйством и рожать детей. Все вторичные браки объявлены вне закона, дети от таких браков переданы в приёмные семьи, а женщинам уготована роль служанок в богатых семействах. Большинство людей в этом новом мире стерильны, и служанки предназначены для рождения детей бесплодным жёнам их хозяев. Они лишены собственного имени и зовутся по имени их хозяина, на них наложено множество запретов - им нельзя читать, писать, пользоваться косметикой, они постоянно находятся под неусыпным контролем властей, и малейшая провинность может привести к жесточайшему наказанию: смерти или высылке в колонию на уборки радиоактивного мусора. Потому что служанка не принадлежит сама себе, она всего-навсего сосуд воспроизводства.
Книга интересная, увлекательная, но страшно мне не было. Что мешало, так это опять же излишняя таинственность - на многие вопросы я получила ответы лишь в самом конце книги. Кроме того я всё время путалась во временных рамках. То писательница подчёркивает, что такой режим действует уже очень много лет, а через пару страниц оказывается, что со времени революции прошло лишь три года, - чувствуется некая непродуманность. Но в принципе мне понравилось.

4. Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"



Гюнтер Грасс - немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии и "классик ХХ века".
Действие романа разворачивается в 20-е годы прошлого века. В славном городке Гданьске появляется на свет мальчик по имени Оскар Мацерат. Уже в младенчестве он приходит к неутешительному выводу, что мир взрослых отвратителен и прекращает расти. Единственное, что хоть немного примиряет Оскара с жизнью это подаренный матерью на день рождения барабан, и теперь этот злобный карлик будет яростно барабанить с утра до ночи, отравляя жизнь свои близким и сводя их в могилу. А в это время Гитлер приходит к власти, начинается вторая мировая война, Оскар оказывается среди фашистов, ну и так далее. До конца я не добралась, книга занудна до зубовного скрежета, и столь же высокопарна и бесконечна. Мне говорили, что это великая книга, что нужно вчитаться, я мужественно добралась до половины и плюнула. Думаю, что проживу и без Гюнтера Грасса.

5 и 6. Перечитала "Живые и мёртвые" Симонова и "Жизнь и судьба Гроссмана". Первая как всегда немножко разочаровала своей незаконченностью, вторая потрясла. Ну это все знают, просто зарубка на память.

7. Из детективов взялась за писательницу Джозефину Тэй. Главный герой ее романов - инспектор Скотланд-Ярда Алан Грант. Прочла три книжки: "Человек из очереди" и "Шиллинг на свечи" неплохо, "Загадочные события во Франчесе" (Дело о похищении Бетти Кейн) - откровенно скучно.

А вы что читаете? Посоветуйте мне что-нибудь хорошее.

книги

Previous post Next post
Up