Следующим этапом нашей программы была
экскурсия в Наараим. Это уже конечно не Голаны, но побывать там мы хотели очень давно, так что такое какой-то час езды?
Наараим (в переводе две реки) это место слияния двух рек - Ярмук и Иордан. Здесь когда-то действовала первая и единственная израильская гидроэлектростанция, а также можно посмотреть на остатки трех мостов: римского, турецкого и британского, руины мамлюкского караван-сарая и остатки кибуца Гешер (старый Гешер).
На фотографии остатки мамлюкского караван-сарая и то что осталось от трёх мостов.
Римский мост - древний мост, который назывался «Мост Место встречи», потому что он находится на месте слияния рек Иордана и Ярмука. Это самый старый из мостов, ему около 2000 лет.
Второй мост был построен турками в 1904 году как часть железнодорожной линии из Хайфы в Дамаск - "Поезд Долины". Это был один из крупнейших мостов своего времени.
Если приглядеться, то за римский мостом можно увидеть остатки британского моста, построенного в 1925 году. По нему проходила дорога, соединяющая Бейт Шеан и Тверию.
В 1932-м году инженер Петр (Пинхас) Рутенберг (деятель революционного движения в России, русский инженер, сионист) построил в месте слияния двух рек гидроэлектростанцию. Гидроэлектростанция была построена на территории Трансиордании на участке в шесть тысяч дунамов, подаренном эмиром Абдаллахом ибн Хусейном электрической компании. Ее мощность составляла 18 мегаватт, и по тем временам это полностью удовлетворило потребности страны в электроэнергии.
Электростанция проработала 16 лет, но в ходе войны за Независимость была подорвана. В 1994-м между Израилем и Иорданией было заключено официальное пперемирие, и остров с электростанцией ("Остров Мира") был отдан в аренду Израилю на 25 лет. Туда можно было попасть с экскурсией из парка Наараим, и однажды в 1997-м году во время такой экскурсии иорданский солдат застрелил семерых школьниц. Солдата потом признали невменяемым и дали пожизненное.
В 2019-м году срок аренды истёк, и смотреть на останки электростанции остаётся лишь через забор.
В рамках экскурсии можно однако посмотреть на модель первой и единственной в Израиле гидроэлектростанции, который наглядно демонстрирует принцип её работы.
А это подробный пост про электростанцию побывавшего там счастливчика
https://bukvoed.livejournal.com/556796.html Этот паровоз 1917-го года выпуска использовался при строительстве электростанции
Расписание "Поезда долины"
Бреноносец
В начале 20-го века Еврейское колонизационное общество приобрело земли в месте слияния двух рек, но турецкие власти экспроприировали большую часть этих земель в общественных целях, и только после установления британского мандата экспроприация была отменена. В 1925-м выпускники Еврейского легиона и Рабочего батальона им. Трумпельдора решили построить в этом месте мошав или кибуц, как раз на месте мамлюкского караван-сарая. В процессе они разругались на идеологической почве (одни хотели строить кибуц, другие - мошав), и впоследствии в 1934-м часть легионеров создали кибуц Ашдот Яаков, а другая часть в 1939-м году построили кибуц Гешер. Во время войны за Независимость, в апреле 1948 года, около Гешера велись очень тяжелые бои с иорданской и иракской армиями, в ходе которых кибуц был сильно разрушен, а турецкий и британский мосты были взорваны бойцами Хаганы.
170 жителей кибуца, 50 из которых дети, около 30 часов скрывались в шестиметровом бункере. В конечном итоге все дети, женщины и старики были эвакуированы сначала в поселок "Ашдот Яков", а затем в монастырь в Хайфе. Бойцы остались защищать деревню и держались до конца войны за независимость, но в конечном итоге кибуц был уничтожен, а впоследствии перенесён немного северо-западнее. А на месте старого кибуца разбит музей, в котором мы и побывали.
Большой бункер
Комната связи
Медпункт
Кухня
Гостиная
Оружейная
Доска объявлений
Погибшие в 1948-м защитники кибуца
Детский дом был полностью разрушен (дети не погибли), а затем реконструирован.
Столовая, построенная из камней караван-сарая, уцелела
Пекарня
Даже с учётом того, что на электростанцию попасть нельзя, экскурсия очень интересная. Только учтите, если вы хотите на неё попасть, ставьте в вейзе "נהריים בגשר". Потому что в шести километрах севернее находится парк Наараим, и можно ошибиться.
После экскурсии мы поехали собирать черешню. Я обзвонила с пять разных хозяйств, но черешня оставалась только в Одеме. Место называется
חוות הסוס והדובדבן, и билеты нужно брать по интернету, тогда они в два раза дешевле. Кроме черешни там можно было собирать малину, ежевику и шелковицу, но всё уже было собрано, а за черешней нужно было ехать в верхний сад на автобусе. Правда, езды там минут пять, не больше.
Черешня тут огромная и очень странная - растёт вдоль ствола.
Вниз мы решили пойти пешком - вся прогулка на десять минут, и чего ждать этого автобуса.
Также тут есть винодельня
Набрав черешни, поехали отмокать в гостиничном бассейне, а вечером поехали обедать в ресторан T-BONE на озере Рам.
Ресторан замечательный.
Всё, что мы заказали, было просто выше всяких похвал.
А какой вид на озеро
И я ведь даже не знала о его существовании!
Водя в озере мутная, но некоторым купальщикам это не мешает. Спуск конечно необорудованный.
Вечером ещё сходили на экскурсию от гостиницы с факелами по кратеру вулкана.
И на этом наш отпуск подошёл к концу.