Мир ждет восхода! (c)
Когда три года назад в универе мы читали Теннесси Уильямса, "Стеклянный зверинец" поблек и потерялся в тени "Трамвая "Желания" (яркая истеричная Бланш, невероятная экранизация с Брандо, по которой мы с ума сходили) и "Кошки на раскаленной крыше (дуэт Тэйлор и Ньюмана впечатлил нас меньше, но...)
Когда я вчера вернулась с премьеры "Стеклянного зверинца", мне возжаждалось перечитать пьесу. Затем внезапно всплыл факт наличия нескольких экранизаций. Посмотрела одну, мою ровесницу, больше пока не могу - слишком много семейства Вингфилд и мистера О'Коннора в рамках одних суток.
Что забавно (всё очень естественно, но почему-то забавляет), я абсолютно по-разному прочитывала пьесу тогда и сейчас. Тогда мне казалось, что Лора - воплощение чего-то настоящего, что она противостоит всем этим мелким, склочным, противным персонажам. Тогда я отказывалась видеть замкнутость, граничащую с аутизмом, скованность и неловкость. Если бы меня спросили тогда, о чём эта пьеса - я бы разразилась тирадой об исключительном персонаже, который вынужден влачить своё существование среди жалких обывателей. Скорее всего ответ звучал бы ещё более выспренно. Сейчас ответ даётся сложнее. Он - о "стеклянном зверинце". Ведь "стеклянная" не только Лора, которая не в состоянии доучиться ни в школе, ни на курсах. "Стеклянна" её мать, которая будто застряла в своей юности, в своих воспоминаниях, и ничего не видит, не слышит, не понимает. "Стеклянен" Том, который сбегает от жизни в иллюзию кинематографа, в приглушённость опьянения, а потом и вовсе подальше от своих родственников. Сборище эскапистов.
В фильме всё это есть. Фильм потрясающе завораживающий
Спектакль... Ну во-первых, в корне неверно сравнивать фильм и спектакль. Во-вторых, неверно сравнивать фильм с Джоном Малковичем и спектакль в провинциальном театре. Помня об этом и помня, какие спектакли были у нас несколько лет назад, можно смело заявить, что постановка довольно удачная.
О молодых актёрах нашего Русского драматического мне уже кто только ни говорил. Сама я их видела в комедии Шекспира (если не ошибаюсь, "Бесплодные усилия любви"), в "Полёте над гнездом кукушки" и в "Стеклянном зверинце".
Когда шла вчера на премьеру, я, признаться несколько опасалась. Мне не нравится актриса, которая должна была играть Лору. Я ждала ахтунга. К счастью, оказалось, что ждала зря. Его не было. Хотя и Лоры тоже почти не было. Она воспринималась почти на уровне декорации. Персонаж, который на сцене превратился в девушку, застрявшую в развитии на уровне лет 10-11... Наверняка это можно было сыграть так, чтобы мороз продирал. Тут не продирал. Тут всё внимание притянули Аманда и Том.
Аманда получилась совсем не Уильямсовская. В пьесе она, не её дочь, абсолютный ребёнок. Здесь же... Наверное, эта Аманда более понятная, более своя. Таких вот полоумных энергичных мамаш, рассказывающих одни и тех же истории из своей юности, влезающих во всё без исключения у нас, в нашей, российской, реальности не мало. Такая Аманда проще. Но актриса жгла, пепелила и притягивала внимание. Мне понравилась.
Том. Яркий, искрящийся, взрывной и шуткующий. В случае с ним я не стану вспоминать Тома Уильямса или Тома Малковича. Этот Том обаял, покорил почти с первого появления на сцене, и это очарование длилось ещё минут, наверное, 30 после конца спектакля. Я нифига не понимаю в театре и актёрском искусстве. Этот Том был слишком лёгким и непринуждённым, эксцентричным, чтобы потом поверить: бегство от инфантильной матери и сестры-инвалидки - это крайний шаг, от полной безнадёги.
Как ни сложно в это поверить по прочтении, спектакль мне понравился. Да, он отнюдь не блестящий. Да, зря его сделали настолько комедийным (регулярный смех в зале наличествовал). Да, зря подретушировали рассуждения Тома о социальном и историческом фоне сюжета. Когда он проступает (см. книгуу или фильм), то пьса получается ещё более печальной, в чём-то почти зловещей. 30-ые годы, канун Второй мировой и неприспособленные стеклянные люди, которые бегут от реальности. Кто как может.
P. S. для себя. не забыть: если так хочется снобить в сторону театра, надо начать запоминать фамилии актёров