Отдельным событием обещает стать выставка японского дизайнера Казумаса Нагайя под названием
«Спаси меня», которая открывается 9 марта в 18.00 в Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. В.А. Щусева.
Казумаса Нагайа является постоянным участником фестиваля «4-й Блок».
По большому счету, не прошло и 20-ти лет с тех пор, как рванул четвертый блок Чернобыльского реактора .
Фестиваль открылся в первый день весны
выставкой-акцией Олега Векленко «Помни о четвертом блоке» и персональной
выставкой Юрия Суркова «Натура-лист». Площадка для открытия фестиваля выглядела символично: выставки Векленко и Суркова были размещены в
Аптекарском приказе и флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. В.А. Щусева на Воздвиженке. «Щусевка» - один из самых престижных и многострадальных музеев Москвы, он и сам наполовину лежит в руинах.
В холодном, гулком и пустом зале Флигеля «Руина» с обшарпанными стенами и крытыми досками полами плакаты Суркова выглядели до пугающего органично. Сурков, - он же «Сурик», один из мэтров российского графического дизайна, - выставил как работы, специально подготовленные к случаю, так и свои старые плакаты, - вплоть до афиш.
Векленко же представил сделанные в 1986-м году нехитрые фотографии Чернобыльского «четвертого блока» и бригад смертников, спасавших уже никому не нужное оборудование, бегая в радиоактивную зону на так называемые «десять минут». Люди, мывшие стиральным порошком остановившуюся машинерию и наводившие порядок на территории, где уровень заражения был сравним с уровнем заражения после взрыва ядерной бомбы, улыбаются в камеру сквозь нашлепки бесполезных марлевых респираторов. На одной из фотографий запечатлена табличка с надписью: «Граждане! Уровень радиации в здании в десять раз меньше, чем снаружи. Отдыхайте в зданиях!».
Ужас повседневности катастрофы передан фотографиями Векленко настолько хорошо, что авария на Чернобыльской АЭС перестает восприниматься как случайно происшедшая трагедия. Она начинает складываться в единое целое с взрывами в Волгодонске, на Тверской, в метро, с войной в Чечне, с захватом «Норд-оста», с катастрофой в Тушино, - словом, со всем тем, что каждый день происходит рядом с нами, и с чем мы, будучи смертными тварями, умудряемся спокойно сосуществовать.
Подсвеченные синим фотографии Векленко, в этом году открывающие Международный фестиваль экологического искусства «4-й Блок» в 1991-м году открыли первый фестиваль с тем же самым названием.
Решение начать фестиваль именно с выставки фотографий Векленко было грамотным: плакат - основной герой фестиваля, в силу графической и идеологической нагрузки, максимально отдаляет события, о которых идет речь, от зрителя, делает их настолько опосредованными, насколько это вообще позволяет искусство.
Сделанные восемнадцать лет назад фотографии, Олега Векленко, попавшим в Чернобыль в качестве лейтенанта запаса сразу после аварии, доказывают, что Чернобыль не закончился и не закончится до тех пор, пока есть люди, помнящие его начало. Фестиваль, созданный Векленко и еще несколькими художниками-энтузиастами экологического движения через пять лет после взрыва в Чернобыле, в ознаменование мрачной годовщины.
Награды фестиваля считаются одними из самых престижных дизайн-наград в мире. Собрание плакатов, предоставленных на конкурс за 15 лет существования огромно - оно насчитывает несколько тысяч работ.
В этом году организаторы фестиваля решили провести в Москве масштабное мероприятие под названием «Международный экологический фестиваль искусств «4-й Блок». Будут показаны персональные выставки участников, групповые выставочные проекты графики и плакатов экологического направления, круглые столы на темы экологии и искусства, показы моды, - словом, все, что может так или иначе привлечь внимание к экологической теме и к ее осмыслению художниками.
Некоторым образом работы участников ««4-го Блока»» вызывают давно забытое чувство: висит по стеночкам не искусство ради искусства и не искусство ради художника, участвующего в тусовочно-модном процессе, но искусство, созданное ради тех самых пресловутых идей и ценностей, которые оно призвано пропагандировать. И да, пропагандирует со всей прямотой, жесткостью и саднящей наивностью плаката.
Все московское мероприятие, в рамках которого презентуются работы, собранные организаторами немедленно сдвигает как сам статус фестиваля, так и статус презентуемых на нем идей и работ, в сторону широких масс. Может быть, организаторам «4-го Блока» удастся совершить чудо и вернуть теме экологии то, что можно назвать «модностью».
Программа фестиваля с полными анонсами Учредители и организаторы:
Украинская ассоциация графических дизайнеров
«4-й Блок» Студия дизайна и рекламы
«Про-Образ» Президент фестиваля -
Олег Векленко Директор фестиваля -
Лена Карин Кураторы фестиваля - Сергей Серов, Елена Рымшина