Представители ряда партий и общественных организаций, депутаты парламента и ученые в ходе круглого стола, организованного Союзом абхазских добровольцев, обсудили путь Абхазии к независимости и роль в этом процессе России и черкесского мира.
Кандидат исторических наук Суфьян Жемухов отметил, что обретение независимости Абхазией не подпадает под существующие в истории каноны, а является следствием цепи случайностей, связанных с распадом СССР, ситуацией вокруг Косово, нападением Грузии на Южную Осетию. Среди этой цепи было названо и добровольческое движение: "Как раз в тот момент в Кабардино-Балкарии имел место огромный накал. Он мог завершиться чеченским вариантом, то есть свержением власти, нелегитимным новым правительством, сепаратистскими движениями.
И все к этому шло. Но в данном случае - об этом не раз говорилось, в том числе и лидерами национального движения Калмыковым, Шанибовым, Налоевым, - Абхазия послужила фактором снятия напряжения в нашей республике. Все силы, которые копились в КБР, ушли туда.
Не только люди, но и наши чаяния, наше стремление к справедливости, обиды малого народа к большому. Все психологическое напряжение ушло в Абхазию. Это тоже было случайностью, так как, хоть абхазы и черкесы - родственные народы, мы и к грузинам очень хорошо относились. Вспомните, что было до начала 90-х годов".
Суфьян Жемухов обратил внимание, что кроме геополитических приобретений независимость Абхазии дала возможность России спокойно готовиться к Олимпиаде-2014 в Сочи: "Грузия постоянно поднимала эту проблему и собиралась играть на неопределенности статуса РА".
Признание Абхазии имело огромное значение для черкесского мира: "Сбылась его вековая мечта - одно из черкесских государств стало независимым. И этот факт имеет огромное идеологическое значение для сплочения черкесского мира. В России около 700 тыс. черкесов, в Турции, по разным оценкам, от 5 до 7 млн, но ежедневно в новостях больше информации идет из маленькой 90-тысячной части черкесского мира".
Председатель регионального отделения партии "Правое дело" Анзор Шахмурзов не согласился с тем, что к независимости Абхазии привел ряд случайностей: "Главная причина - историческая, политическая и культурная самодостаточность этого народа".
Автор книги "Кабардинские добровольцы в грузино-абхазской войне" доктор исторических наук Анзор Кушхабиев отметил, что добровольческое движение с точки зрения этнопсихологии было очень серьезным явлением: "Адыги, особенно кабардинцы, в этот период проявили несколько особых, я бы сказал, исторических, на генетическом уровне феноменальных качеств. Первое - это особый порыв, сплоченность, стремление помочь маленькому народу, подвергшемуся нападению. Как позже показали социологические исследования, далеко не все добровольцы знали, что абхазы - родственный этнос. И это было больше стремление к справедливости.
Никто добровольцев не направлял в Абхазию, более того, им мешали, они даже нередко обманывали родителей. Тут уже вспоминали черкесов в Египте, других арабских странах. В силу разных причин они оказались там и принимали участие в войнах. И аналогии тут прослеживаются. Адыги спасали арабский мир от нашествия монголов. Единственные, кто смог противостоять монголам в чистом поле и разбить их, были черкесы-мамлюки.
Социологические исследования, проведенные среди добровольцев при подготовке книги, показывают, что основную тяжесть войны вынесли абхазы. Но, с другой стороны, не будь там наших добровольцев, неизвестно, чем бы все закончилось. Сами абхазы - мои коллеги ученые - более четко ответили на этот вопрос, подчеркнув: если бы тогда не пришли кабардинцы, нашу панику никто бы не остановил. Вряд ли мы смогли бы сорганизоваться".
Председатель Союза абхазских добровольцев Алексей Бекшоков отметил, что война в Абхазии показала: адыги живы, у них есть национальные интересы, и черкесский народ должен уметь их защищать: "Мне кажется, мы начинаем преодолевать синдром Русско-Кавказской войны, синдром страшного психологического надлома, который наша нация получила после нее. А наши добровольцы, генерал Сосналиев еще раз показали, что нация потихонечку приходит в себя, преодолевая синдром той войны. Может, я ошибаюсь".
"Возможно, это так, - предположил Суфьян Жемухов. - Хотя примеры того, как черкесы помогали другим народам, были и раньше. Черкесы внесли такой вклад в создание иорданского государства, что 2 места в парламенте и одно в правительстве навсегда закреплено за ними, хотя они подавляющее меньшинство в Иордании. Кроме того, трижды премьер-министром этой страны был черкес.
Безусловно, участие в войне в Абхазии имело влияние на подъем в черкесском мире. Но коренного перелома в национальной психологии черкесов мы не видим. Не создаются партии и общественные движения на федеральном уровне, которые могли бы способствовать перелому национального самосознания адыгов. Да, после тех событий серьезность черкесского вопроса осознана правительством России. Черкесский мир реагирует на все события. Под его влиянием вопрос об объединении Адыгеи и Краснодарского края был снят, а у губернатора края появились два заместителя черкеса.
Но мне кажется, черкесы не осознали проблему репатриации. Она поднимается определенными интеллектуалами, но нет на государственном уровне структур, которые бы серьезно этим занимались. Существует и проблема объединения черкесских территорий, которые разделены в России. Мало того, что черкесов депортировали, - их земли разделены на 6 частей. Об этом один раз заикнулись в 2008 - и все, а коренного сдвига в этом вопросе и в национальном самосознании пока нет".
Анзор Шахмурзов подчеркнул, что черкесы в соответствии со своим менталитетом помогали кому угодно, но только не себе: "Они воевали за Османскую империю - на Балканах, где угодно. Потом привели Ататюрка к власти, укрепили его армию, а он запретил черкесский язык. Мой дед защищал Голанские высоты от Израиля, 900 арабов убежали, 100 черкесов остались.
Сегодня то же повторяется. В прошлом году я смотрел празднование Дня Победы в Абхазии - не было ни одного адыгского флага. Мы здесь каждую среду их флаг выставляем на джэгу. Надо заниматься своими проблемами. Хватит всем помогать".
Алексей Бекшоков отметил, что в 1992-1993 черкесы России и черкесский мир отстаивали в Абхазии интересы Российского государства: "Россия нашла здесь верного союзника, но и она должна сделать шаги к пониманию проблем черкесского мира. Черкесы России осознают, что они неотъемлемая часть этого государства. А оно должно понять проблему, оставшуюся от царской России, которая депортировала черкесов".
Олег Гусейнов
Источник: gazetayuga.ru
via RatmistR
..
Четыре видео на тему >>>