Продолжаем про овнеров. Сегодня от общих слов перейдем к конкретике. Рассмотрим, какие машины и с какими моторами предлагает нам рынок, их общие эксплуатационные плюсы и минусы.
Важное замечание. Я не собираюсь детально вникать в характеристики траков и их двигателей, разъяснять нюансы про их ресурс и про то, насколько просто на них выполняются те или иные виды регламентных и ремонтных работ. Это не нужно, не интересно, и очевидным образом выходит за смысловые рамки данной статьи.
Упор в рассказе будет сделан на эксплуатационные особенности машин с точки зрения овнер-оператора, и, в первую очередь - на доступность и относительную стоимость ремонта.
Начнем с наиболее распространенного на рынке семейства траков FREIGHTLINER и WESTERN STAR. Оба этих бренда принадлежат концерну «Даймлер», а их наиболее распространенные модели - CASCADIA и 57X соответственно - в значительной степени унифицированы по начинке, в том числе - по мотору, коробке и бортовой электронике.
И еще одно замечание. Описание и выводы, изложенные ниже, сделаны мною на основе опыта эксплуатации траков 2018-2021 модельных годов, с которыми я имел дело в суммарном количестве пяти штук. Более свежие машины, как и более свежие моторы, могут отличаться от них по своим характеристикам. Подозреваю, что в лучшую сторону по части экономичности, и в худшую - в части надежности и ресурса.
Итак, поехали.
*****
«Фрайтлайнер Каскадия» - самый распространенный магистральный тягач в Штатах и Канаде. Этих машин очень много, примерно 40% от совокупного парка североамериканских траков. Современное, второе поколение этой машины выпускается с 2018 модельного года и по настоящее время. Выпускается, к слову, в основном в Мексике, что обуславливает серьезные колебания качества сборки от экземпляра к экземпляру. Абсолютно новая «Каскадия», собранная в этих солнечных краях, может оказаться как конфеткой, которая без существенных проблем пройдет 500-600 тысяч миль, так и полным хламом, способным уничтожить мозги владельцу уже на первых нескольких месяцах эксплуатации. VIN-номер машин мексиканской сборки начинается с литер 3А, американской - с литер 1F.
«Вестерн Стар» мелкосерийно собирается в Штатах и такой проблемы лишен. Но в силу его не самой большой распространенности владельцы могут столкнуться с дефицитом оригинальных запчастей, особенно - кузовных.
И «Фрейтланер», и «Вестерн Стар» - траки в целом достаточно простые, хорошо известные механикам, с широко распространенным диагностическим программным обеспечением и доступными, по наличию и цене, основными запчастями. Отличительной особенностью установленных в них моторов «Детройт» является то, что они по израсходованию ресурса не перебираются, а меняются в сборе за достаточно вменяемые по меркам такой операции деньги. Что, безусловно, гораздо лучше, чем иметь дело с работами по переборке двигателя, за кадром которых всегда остается вопрос качества таковых.
В повседневной работе драйвера «Детройт» очень хорош - тихий, с широким динамическим диапазоном и более-менее вменяемым автоматом. На большинстве машин есть возможность управлять работой трансмиссии правым подрулевым рычагом. Впечатление портит только слабый энжин брейк и дурковатый механизм его работы, требующий от водителя переключения коробки в ручной режим для контроля оборотов мотора.
Помимо основной модификации, с двигателем «Детройт» и коробкой от того же производителя, существуют версии «Каскадии» (но не 57-го «Вестерн Стар»!), имеющие мотор «Каминс» Х15 с коробкой «Итон Ультрашифт». О всех достоинствах и недостатках мотора «Каминс» я расскажу отдельно, а вот об «Ультрашифт» рассказывать особенно нечего. Кроме того, что она тупая и не особенно надежная. Помимо этого, насколько мне известно, такие машины собираются исключительно в Штатах.
Как и у всех современных моторов, у «Детройтов» хватает проблем, связанных с функционированием систем фильтрации выхлопа, довольно капризных и чувствительных ко времени работы машины на холостом ходу. Что делает очень желательным установку блоков APU - вспомогательных энергетических установок, отвечающих за подогрев и кондиционирование кабины, а также подогрев двигателя в мороз. Замечу, не менее дорогих и капризных, чем сама система афтертримента на этом двигателе.
Сам мотор не является чем-то выдающимся с точки зрения ресурса. Хотя некоторые экземпляры и доезжают до миллиона, случаев полного выхода «Детройтов» из строя хватает и на пробегах 400-500 тысяч миль. Особенно часто это бывает при характерной для новичков в отрасли безграмотной эксплуатации и отсутствии части регламентных работ. Поэтому при покупке машины необходимо в обязательном порядке оформлять расширенную гарантию на двигатель и систему фильтрации выхлопа. Это не панацея, но при определенных условиях может помочь.
Помимо этого, на рубеже полумиллиона «Детройты» требуют изрядных вложений. В противном случае владельцу предстоит ознакомиться с ценами на тоуинг и дилерский ремонт системы питания и охлаждения. Уверяю вас, что приятным это знакомство не назовешь. Также изрядно напрягает необходимость раз в 100-120 тысяч миль делать регулировку клапанов. Которая требует квалифицированного специалиста и парковки трака в шапе на ночь.
Вопреки распространенном мнению, никакой особенной экономичностью «Детройты» не отличаются. Они имеют непропорционально большой расход топлива при движении в горах и при работе на повышенных холостых ходах, что делает их вполне рядовыми в этом плане двигателями со средним показателем в районе 7 мпг для универсальных мостов, если не гонять 75+ и не таскать постоянно тяжести.
Помимо этого, паршивое качество проводки и бортовой электроники «Фрайтлайнеров» и «Вестерн Старов» может приводить к выходу машины из строя буквально на равном месте - после попадания в сильный дождь, мокрый снег, и тд. Впрочем, все это является общей болячкой абсолютно всех плюс-минус современных траков, и лечится только регулярным осмотром проблемных мест толковым электриком и оперативной заменой всего подозрительного.
Есть распространенная точка зрения, что «Детройт» якобы можно отремонтировать чуть ли не в совхозной СТО. Так думать - большая ошибка. Это современный мотор, который не терпит горе-механиков с руками, растущими из задницы. Поэтому для его квалифицированного ремонта необходим шап с толковыми специалистами. Точно так же, как и для любого другого плюс-минус современного двигателя. Поэтому не стоит пытаться разобраться в причинах появления check engine с помощью сервисов на тракстопах или какого-нибудь шамана со специализацией по тракторам, позиционирующего себя как придорожный сервис где-нибудь в Вайоминге.
Более-менее гарантированно сложные вещи по мотору, коробке, афтертритменту или электрике где-то далеко от вашего ярда может сделать только дилер. Дилеров «Фрайтлайнер» и «Вестерн Стар» по стране довольно много, качество их работы и отношения к клиенту - где как. Все зависит от менеджмента данного конкретного шапа.
В качестве вывода, я разложил оценку общей характеристики машины на несколько составляющих, каждую из которых оценил по трехбальной шкале значений: низкое, среднее и высокое. Низкое значение соответствует плохой оценке, высокое - хорошей. Среднее - соответственно, средней.
Необходимо также расшифровать сами составляющие характеристик.
Качество сборки - общая оценка того, как в машине что сделано. От того, скрепит ли пластик в кабине, до того, как протянуты гайки и расположены патрубки под капотом.
Надежность: средний межремонтный пробег, характерный для данной конкретной марки/модели, по сравнению с машинами других марок/моделей такого же возраста/пробега.
Ремонтопригодность: оценка плотности сети шапов по стране, где могут эффективно справиться с типовыми проблемами данной марки/модели трака. Иными словами, высокая ремонтопригодность означает, что таких шапов в стране очень много, и что бы у вас не случилось, тащить трак в Чикаго не придется. Низкая ремонтопригодность - знак того, что любая поломка, характерная для данной конкретно марки/модели, заставит вас серьезно побегать в поисках адекватного сервиса.
Доступность запчастей: вероятность наличия той или иной железки в наличии у дилера, или на складах при сроке поставки в течение одного-двух дней.
Топливная экономичность: IFTA-mpg данной конкретной марки/модели по сравнению с траками аналогичного класса других марок/моделей.
Общий ресурс: ходимость мотора до переборки или полной замены
Комфорт: субъективная оценка марки/модели драйверами, усредненная по широкой выборке
Управляемость: субъективная оценка марки/модели драйверами, усредненная по широкой выборке
Итого, вот что у нас получается применительно к «Каскадии» и «Вестерн Стар»-57Х с моторами «Детройт» и трансмиссией ДТ-12:
«Каскадия»:
- качество сборки: среднее
- надежность: средняя
- ремонтопригодность: высокая
- доступность запчастей: высокая
- топливная экономичность: средняя
- общий ресурс: средний
- комфорт: средний
- управляемость: средняя
«Вестерн Стар 57Х»:
- качество сборки: высокое
- надежность: средняя
- ремонтопригодность: высокая
- доступность запчастей: средняя
- топливная экономичность: средняя
- общий ресурс: средний
- комфорт: средний
- управляемость: средняя