Хэндбук начинающего овнера, часть 7, продолжение

Dec 31, 2024 10:14

Продолжаем про овнеров. Тема, как и в прошлых выпусках - выбор первого трака. В предыдущей статье мы начали рассмотрение продукции брендов «Кенворт» и «Питербилт», сосредоточившись на анализе эксплуатационных свойств мотора «Паккар» МХ13. Теперь рассмотрим поближе устанавливаемые на эти машины мотор «Камминс».

*****

На траки «Паккара» «Камминс» ставится опционально, и машины с ним в целом дороже. Если речь идет о мощных модификациях «Камминса», то траки с ними обычно дороже существенно - тысяч на 15-20 баксов примерно.

«Камминс» X15 - ветеран американского рынка больших траков. Мотору в его «железной» части лет двадцать, но выпускается до сих пор. Меняется только обвес, система фильтрации выхлопа и электронное управление.

Кто-то считает его лучшим среди современных, несмотря на не бог весть какой ресурс и очень узкий динамический диапазон. Кто-то наоборот, говорит, что место этой конструкции в музее. Так или иначе, но этот двигатель обладает одним очень полезным в текущих условиях свойством - он почти не клюет владельцам мозги. Или едет, или не едет. Никаких промежуточных опций не предусмотрено.

Помимо общей надежности, «Камминс» без всяких проблем может долго (иногда - сутками) работать на холостых. Причем на нормальных 600 оборотах, без необходимости их принудительного повышения. Эта особенность сочетается у него с очень высоким ресурсом системы фильтрации выхлопа, которая, в отличие от более современных моторов, даже при возникновении неисправностей останавливает трак далеко не всегда.

Отличительной особенностью Х15 является могучий энжин брейк, легко кроющий всех конкурентов в классе. Помимо выдающейся эффективности, инженеры «Камминса» очень удачно подобрали частотный диапазон тормозных усилий мотора и соответствующий алгоритм работы коробки. Иными словами, этот двигатель в режиме торможения держит именно те обороты, которые делают это торможение безопасным и эффективным, не перекручивая сам себя до запредельных значений и не создавая тормозные рывки на драйвинг-осях, провоцирующие занос трейлера на сколькой дороге.

Обратной стороной дубоватой конструкции «Камминса» является не самая замечательная экономичность. В среднем этот мотор идет 6.5 миль на галлоне, причем как-то улучшить эти цифры почти невозможно. Ухудшить, правда, тоже. По отзывам владельцев, моторы стандарта ЕРА21 несколько менее прожорливые, чем варианты Х15 предыдущего (ЕРА17) поколения, но точных цифр по ним у меня нет.

Помимо этого, раздражающей драйвера особенностью «Камминса» является очень узкий динамический диапазон. Ниже 1200 оборотов его начинает трясти, выше 1400 - он в основном ревет, и при этом не едет. На практике это означает необходимость постоянной игры в передачи, в попытке угадать, какая именно из них соответствует весу машины, уклону дороги и скорости, а значит - и потребной тяге. Понятно, что такие действия требуют постоянного удержания трансмиссии в ручном режиме - по крайней мере, на верхних трех передачах. Что, в свою очередь, диктует требования к квалификации драйвера. Вчерашний студент нормально работать с этим мотором не сможет.

Еще одним свойством «Каминсов» является шум и вибрации. Если не брать режим на холостых, в котором этот мотор наоборот, довольно тихий, в движении Х15 очень шумный и вибронагруженный. Особенно хорошо это чувствуется в сравнении с более современными моторами от «Паккара», «Детройта» и «Вольво».

В ремонте «Камминс» прост и доступен настолько, насколько вообще может быть ремонтопригоден современный дизельный двигатель. Запчастей на него прорва, они есть везде, почти как на «Детройты». Диагностический софт имеется тоже почти в любом шапе. Перебирается Х15 легко и ходит после этого долго.

На ранних версиях этого мотора, имевших индекс ISX-15, были проблемы с ресурсом топливных насосов и опусканием гильз, влекущем за собой переборку двигателя на относительно небольших пробегах. В настоящее время эту проблему в целом изжили, и Х15 без капиталки доезжают до миллиона не реже, чем «Вольво».

Что особенно забавно, «Камминс» имеет свою собственную, отдельную сервисную сеть по всей стране. Что, в теории, может ускорить ремонт, так как очередь к дилерам траков в иные времена может составлять до трех недель только на заезд на яму. Сроки собственно ремонта - вопрос отдельный.

В отличие от более современных конкурентов, «Камминс» довольно разборчив к типу используемых масел. Несмотря на то, что мотор старый, лить в него абы что не надо. При выборе масла нужно обращать внимание на его соответствие стандартам «Камминса», о чем сообщается на упаковке.

Сам интервал замены масла на Х15 один из самых коротких в классе - всего-навсего 600 моточасов, что в два раза меньше, чем, скажем, у «Детройта». С учетом времени работы на холостых это соответствует пробегу примерно 15 тысяч миль, превышать который не рекомендуется. Есть энтузиасты, которые меняют на нем масло каждые 10 тысяч миль. Хотя на мой взгляд, это лишнее.

дальний бой, штаты, боевая учеба

Previous post Next post
Up