Интервью E-xecutive.ru с Дмитрием Чернышевым aka mi3ch пролежало у меня в закладках с 22.04.2013. Не знал, что с ним делать. Не нравится мне слово-паразит "креативность" и его производные, употреблённые в интервью 16 раз. Но не пропадать же добру? В конце концов решил надёргать разрозненных цитат, старательно обходя всех паразитов;-))
Мы привыкли, что 2х2=4, что у задачи есть один ответ. И если мы находим ответ, который более-менее подходит под условие, значит, мы решили задачу. А это не так. 2 х 2 = 4 - это решение, которое, на самом деле, бывает верным очень редко. Простой пример: 2 волка +2 зайца = 2 довольных волка, или 2 зайца+2 зайца = много зайцев. По большому счету, нужно выбирать не между двумя-тремя вариантами решения, а между двадцатью-тридцатью как минимум. При этом в процессе мышления мы сильно зависим от своей языковой принадлежности. Например, русский язык очень хорошо подходит для комбинаторики: из пяти слов, объединенных в одно предложение, можно придумать 128 комбинаций, и каждая будет иметь право на существование. И если английский язык очень хорошо подходит для языков программирования, то русский - для изворотливости, а китайский - для развития образного мышления. Знание разных языков расширяет ваш горизонт мышления.
Есть очень простой набор приемов, которым можно научить каждого за несколько часов.
Сегодня возможности интернета очень упрощают наше мышление. Идет столкновение инерционности и новых технологий. У многих взрослых людей сознание закостенело. И чаще это происходит у тех, кто уже достиг каких-то вершин в карьере. По большому счету, это потерянные люди, потому что у них создается иллюзия, что они все знают, умеют, и им больше не нужно учиться. Но образование не может быть оконченным, это вещь постоянная. В этом смысле гораздо перспективнее взрослых - дети, потому что у них еще горят глаза, они еще хотят меняться. Но что меня действительно пугает в изменении мышления, так это твиттеризация сознания. Всегда считалось, что человек, условно говоря, пустое ведро, которое надо наполнить информацией. В современных взрослых в школе забивали все знания, и многое мы помним до сих пор. [...] На первое место теперь выходит не багаж знаний в голове, а способность оперировать знаниями и учиться новому. Школа в этом плане уже стала архаикой, потому что она не так интересна, как компьютер. Я уверен, что со временем школьная программа будет абсолютно переработана. [...] Каждый ребенок должен развиваться с максимально доступной для него скоростью. А это предпосылки к смешанному обучению, когда по математике ребенок сидит в пятом классе, а по русскому языку - в третьем. Это будет колоссальным ресурсом для развития и позволит делать сверхталантливых детей. Потому что сегодня суть образования - не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь. Чтобы человек хотел учиться и получал от этого удовольствие. Еще одна вещь, отличающая взрослое и молодое поколения - пространство для воображения. Явный пример - музыка и книги. Когда все реалии вы додумываете и примеряете на себя. У первых в детстве оно было. Сегодня это пространство постоянно сокращается.
В середине 1960-х годов венгерский педагог-психолог Ласло Полгар задумал амбициозный эксперимент - вырастить из своих детей гениев. Он долго занимался вопросами образования и пришел к выводу, что в цивилизованных странах около 80% всех детей в возрасте одного года - потенциальные гении, к трем годам их количество снижается до 60%, к пяти годам - до 50%. В 12 лет их остается 20%, а к 20 годам - только 5%. Это означает, что, если активно заниматься детьми с самого раннего возраста, практически в каждом можно вырастить талант. У Полгара волей случая выбор пал на шахматы. У него родилось три дочери, что осложняло задачу - ведь к женщинам в шахматах всегда было пренебрежительное отношение: считалось, что они не способны на равных играть с мужчинами. Однако Полгару удалось воспитать трех победительниц престижных турниров, героинь «Книги рекордов Гиннесса», которые обошли многих чемпионов-женщин и мужчин, в том числе Каспарова и Карпова. Эта история хорошо показывает, что при желании у любого ребенка можно развить феноменальные способности. Поэтому гениальность - это не исключительное состояние, это абсолютная норма.