Моя теория заключается в том, что каждая страна обречена in perpetuum переживать один и тот же эпизод своей истории, дабы являть миру грозный пример извращенности человеческой природы.
Скажем, Америка регулярно возвращается к такому судьбоносному эпизоду: судам над салемскими ведьмами.
Нынешние страсти о "культуре изнасилований", когда кликушествующие девицы, извиваясь в падучей и закатывая бельма, указывают перстами на суккубов, совокупляющимися с ними в украшенных языческими буквами вертепах - напоминание, что пуританский дух никуда не исчез из нашего края, а лишь незначительно менялся обличием с годами.
Я как-то был в тамошних местах и сходил в местный музей, посвященный процессу. Там была обширная экспозиция, но интересен музей был другим: кто-то придумал ставить инсценировки дознаний, основанные на документах. Я был под сильнейшим впечатлением от увиденного. Все это выглядело до боли знакомо. Массачуссетс в этом отношении - заповедная зона (комбинация праведности, чванства и любви к поучениям ближних четрехсотлетней выдержки), но, конечно, там лишь собрано в концентрированном виде то, что существует везде, и нечего пенять, коли рожа крива.
Я слышал про Салем, но до визита в музей не вникал в детали; в частности, я не знал, как прекратилась охота на ведьм; я полагал, что жители деревни, по мере того, как росла лавина арестов и казней, и обвинения становились все более безумными, начали сомневаться в их справедливости - или, возможно, разбушевавшийся огонь уничтожил весь хворост. Не тут-то было: салемцы только входили во вкус, найдя радикальный способ разрешения многолетних ссор. Охота прекратилась в мгновение, когда переусердствовашие девицы указали на жену губернатора.
...The largest reason for ending the trials was because accusations made were becoming too bold. During the beginning of the trials, people with little to no power were accused because it was harder for them to defend themselves. For instance, Tituba, a slave from Barbados, was the first witch accused. She was quickly sent to jail because she was of such low status because she was a slave, a woman, and was of color. As the hunts continued, the accusations were made toward villagers of higher status. Some of these accusations shocked the Salem Villagers but trials and executions were still carried out. Towards the end of 1692 accusations that were too bold were including one against Governor Phipps’ wife. The town quickly turned down charges against the accused witch and as the accusations grew even bolder, the trials came to an end. In 1693, Governor Phipps dissolved the Court of Oyer and Terminer and all trials were moved to a higher court. This superior court did not allow “spectral evidence” and, since most of the earlier accused witches had been executed due to this evidence, any remaining “ witches were all ruled innocent.
http://people.ucls.uchicago.edu/~snekros/The%20Salem%20Times/The_Salem_Times_of_1693/Main_Article.html Если бы не это, то от деревушки осталось только кладбище. Но кликушам как раз свойственно отсутствие чуства меры. Маккарти мог бы еще лет десять шерстить Голливуд и т. д., и это сошло бы с рук, но черт его дернул навести перст на армию; тут с ним быстро разобрались.
Мне было интересно, что сталось с юными Бетти и Абигайль, чьи обвинения привели к гибели двадцати человек.
Ничего не было. Так и прожили свои праведные жизни. Вероятно, сегодня у них сотни, если не тысячи, потомков.