Овес

Oct 11, 2015 19:29

Обсуждал ямщиков с женой; разговор повернул на такую тему: во времена оны в стране были миллионы лошадей, которые, как известно, кушают овес. Потом появились автомобили, лошадей стало мало. Что должны делать производители овса? Искать новый рынок сбыта. Какой рынок? Мы сами, кто еще остается. Вероятно переход должен был сопровождаться рекламными кампаниями об огромной пользе овсяной каши, печений, хлопьев и т. п.

Я вспомнил по русской литертуре, что (несмотря на бедность крестьян) никто, вроде бы, овсяной каши не ел - овсяный кисель хлебали, но есть овес? B английской литературе то же самое - шотландцы издавна питались овсянкой по общей бедности и особенностям гнилого климата, но в старой доброй Англии - нет. (Самуэл Джонсон писал в своем словаре определение овса: "A grain, which in England is generally given to horses, but in Scotland supports the people.") Адам Смит считал потребление овса в пищу шотландцами национальным позором и агитировал их за картошку. До изобретения мельниц, расплющивающих зерно, в Америке овес кушали искличительно копытные. В какой-то момент нас массово подсадили на овес, и этот момент ретроспективно удивительным образом совпадает с массовым исчезновением главного потребителя.

Полез проверить догадку. Так оно и есть. Хотя мельницу изобрели еще в 1850-х (в Америке), овсяные хлопья хоть как-то "пошли" в середине 1880-х. Бизнес стал всеамериканским в 1900-м году.

In 1888, a trust or holding company combined the nation's seven largest mills into the American Cereal Company using the Quaker Oats brand name. By 1900 technology, entrepreneurship, and the "Man in Quaker Garb"-a symbol of plain honesty and reliability-gave Quaker Oats a national market and annual sales of $10 million. Early in the 20th century, the Quaker Oats Company (formed in 1901 to replace the American Cereal Company) jumped into the world market... Crowell's intensive advertising campaign in the 1920s and 1930s featured promotions with such celebrities as Babe Ruth, Max Baer, and Shirley Temple. Sponsorship of the popular "Rin-Tin-Tin" and "Sergeant Preston of the Yukon" radio shows aided the company's expansion during the depression. Meat rationing during World War II boosted annual sales to $90 million, and by 1956 sales topped $277 million. By 1964 the firm sold over 200 products, grossed over $500 million, and claimed that 8 million people ate Quaker Oats each day.
https://en.wikipedia.org/wiki/Breakfast_cereal#Cooked_oatmeal

T.e. победное шествие овса как продукта для людей шло именно в то время, когда шло ускоренное исчезновение лошадей. Посев овса неуклонно рос до 1950-х годов, достигнув максимума. Только кукуруза, пшеница и сено превышала овес по площади посевов. Рост площадей был огромным: 10,350,000 акров в 1870-м году стал 31,000,000 акров в 1900-м, и 40,000,000 в 1930-м (270,000,000 - 950,000,000 - 1,300,000 бушелей)
http://naldc.nal.usda.gov/download/CAT87216435/PDF

Самое быстрое увеличение производства овса приходится на период полной автомобилизации страны. Знаменитая британская овсянка, способствующая спартанскому воспитанию джентльменов, по-видимому, американский импорт, означающий торжество науки и прогресса, а вовсе не проникновение отечественных традиций. Утверждают, что первое упоминание овсяной каши в английской литературе приходится на 1875-й год, причем не в одобрительном духе, а как результат тлетворных заморских влияний
http://thelanguageofblogs.typepad.com/a_month_of_porridge/2011/10/porridge-and-literature-i-topped-with-primroses.html

Как же все это подавалось публике?

...Oatmeal...makes your blоod tingle, nerves strong and steady, brain clear and active, muscles powerful. It makes flesh rather than fat, but enough fat for reserve force. It builds children up symmetrically into brainy and robust men and women.
http://foodimentary.com/2012/03/19/quaker-oatmeal/

Уверен, что сегодня любой опрос общественного мнения выявит отгласы славословий прабабушкиной давности. Овсяные хлопья - да это же эликсир здоровья. И деды их едали и отцы испокон века. Неприкрытая истина, между тем, заключается в том, что уже сто с гаком лет население трескает продукт, предназначенный природою для лошадок. И это еще повезло: повернись ситуация иначе, с тем же энтузиазмом кушали бы на завтрак полезное и богатое витаминами и клетчаткою сено.

Это уже мое собственное мнение, не общественное.
Previous post Next post
Up