...Какое-то время назад пришло в голову такое сравнение о роли личного контакта в изучении математики. Представим себе человека, скажем, 19-го века, попадающего в наш век, в магазин электробытовой техники, и купившего, скажем, стиральную машину. Он понятия не имеет, как такие штуки в принципе работают. К машине прилагается брошюра в 50 страниц с какими-то описаниями, но наш герой не особо понимает терминологию и, вообще, о чем идет речь. Другой вариант - когда кто-то ему показал: "вот это кнопки, три или четыре основных, ты их можешь так вот нажимать, и после это запускаются такие-то процессы". Объяснение заняло 3 минуты, из которых "стало все понятно". Более того, теперь он понимает, что написано в той брошюре, но она ему требуется только в очень редких и особых случаях.
https://www.facebook.com/barbos.barbosovich/posts/10201159108816373 Золотые слова, и аналогия убедительная. Так и есть; верно не только про математиков. И статьи так пишут, и инструкции к стиральным машинам. Поэтому уповать остается только на знакомого ремонтера или личный контакт. В 19-м веке так не писали: самолетов и конференций не было, приходилось излагать осмысленно. Это умели делать. То ли научились от безнадежности сами, то ли их учили.
Нас тоже чему-то такому учили, но вяло и без особых надежд. Просветительский проект уже видимо буксовал на месте, оставшись без цели. Воспроизвести себя Касталия оказалась не в состоянии; планка стояла низко: выдать что-нибудь. И это оказалось проблематичным. Жена мудро говорит, что против гальтоновской регрессии к среднему не попрешь.
* * *
Леня П. на днях посоветовал посмотреть "2-я и единственная" - про вторую физматшколу сезона 1965-1972 годов. Фильм, в целом, похож на мемуары, выложенные здесь
http://ilib.mccme.ru/2/ Признаться, безумно скучное, однообразное чтение; по стилю повествования напоминает инструкции к стиральной машине или середину самых толстых книжек про Гарри Поттера сотоварищи в Хогвартсе. Как-то ожидаешь большего от тех, кто любит вспомнить, как их, благословенных самим Дынкиным, всесторонне образовывали сливки хрущевской оттепели. С другой стороны, и высказываются там не Бейлинсон с Гинзбургом, а другого сорта люди. Воображению открывается гигантская воронка, всасывающая смышленых детишек московских интеллигентов, сложнейший агрегат из цистерн и трубочек - и одинокая капля первача на выходе. С другой стороны тянется трубопровод, опорожняющий в Лету косноязычные воспоминания отобранных детей о лучших днях в лучших школах.
Все же кое-что интересное я там нашел. Например, речь Гельфанда перед школьниками:
...математика это не спорт, кто быстрее и больше решит задач. Математик - тот, кто понимает. Надо не просто уметь решать трудные задачи, а понимать математику. Математика неотделима от других областей - физики, биологии, музыки, поэзии, философии и других классических дисциплин. Я хочу отметить четыре важнейшие черты, общие для математики, музыки и других наук и искусств: первое - красота, второе - простота, третье - точность и четвертое - безумные идеи.
http://ilib.mccme.ru/2/16-gelfand.htm Это, вероятно, то, чем предполагалoсь быть 2-ой школе: местом, где такое можно узнать в 13 лет. Но не пошел в коня корм, да и мог ли?
Власти желали одного, энтузиасты-просветители - другого, родители - третьего, дети - четвертого, а жизнь все расставила на свои места. Грустное зрелище, грустное чтение.