Морское сражение за Филиппины 24-26 октября 1944 года интересно во многих отношениях. Крупнейшая морская битва в истории человечества. Последнее крупное морское сражение Второй Мировой войны и, одновременно, последнее классическое морское сражение вообще. Последняя масштабная операция Японского Императорского флота. Операция, в которой впервые организованно применялись пилоты-смертники и сознательно была сделана ставка на самопожертвование личного состава. Операция красивая, безумная и бесперспективная.
Печальная ирония судьбы заключается в том, что, пожалуй, впервые после Перл-Харбора удача улыбнулась японцам и американцы наконец-то попались в их ловушку. Но мощь морских и воздушных сил США к тому времени была такова, что никаких препятствий на их пути к победе в принципе не существовало. И, всё же, Объединенный Флот погиб, сражаясь.
________________________
Очень сильная и символичная фотография. 25 октября 1944 года, матросы и офицеры, выстроившись на палубе тонущего "Дзуйкаку" прощаются со своим кораблём. "Счастливый журавль" неизменно оправдывал своё название, выходя невредимым из всех боёв, но теперь пришёл и его час.
Бой у мыса Энганьо.
В высшей степени жалко Одзаву. Один из самых талантливых японских адмиралов получил соответствующую его способностям должность лишь тогда, когда всё уже было кончено, и он мог лишь наблюдать за гибелью своего флота. Последнюю роль он и его авианосцы сыграли блестяще.
Великолепный снимок: "Дзуйкаку" в своём последнем бою.
"Дзуйкаку" перед атакой американских самолётов
атакованный "линкор-авианосец" "Исе", раскрашенное фото
Бои в проливе Суригао и у острова Самар.
Курита вышел из боя, обеспечив себе на века репутацию труса. Хоть я уверен, что на его месте нервы сдали бы и у самого отчаянного храбреца. Остаётся лишь пожалеть о том, что его соединение не было перехвачено американскими линкорами: вне зависимости от результата, это был бы грандиознейший морской спектакль. А так, получилось лишь очередное доказательство того, что "даже самое мощное соединение артиллерийских кораблей без прикрытия с воздуха теперь не имеет никаких шансов".
"Ямато" в проливе Суригао, раскрашенное фото. Хорошо видно попадание авиабомбы в носовую башню
эсминцы ( "Хеерман" и неизвестный корабль) ставят дымовую завесу
дымовой завесой прикрывают эскортный авианосец "Гэмбиер бэй"
"Гэмбиер бэй" накрыт огнём
на горизонте виден японский крейсер (выделен кружком), ведущий огонь по эскортникам
фотография с мостика эскортного авианосца "Китикун бэй"
Действия авиации
Самолёты принесли японцам самую крупную добычу - лёгкий авианосец "Принстон". Впервые задействованные камикадзе убедительно доказали, что отныне они являются самым эффективным оружием гибнущей империи.
"Принстон" утром 24 октября атакован базовым пикирующим бомбардировщик D4Y, бомба взорвалась в ангаре, после продолжительно пожара добит кораблями эскорта вечером. На снимке команда лёгкого крейсера "Бирмингэм" пытается тушить пожар на авианосце
горящий "Принстон"
эскортный авианосец "Сент Ло" утром 25 октября протаранен самолётом смертника (возможно, это был "первый камикадзе" Секи Юкио), бомба взорвалась в ангаре, и авианосец быстро затонул. Таким образом, это был первый корабль, потопленный камикадзе. На снимке- момент взрыва
горящий "Сент Ло"
"первый камикадзе" лейтенант Секи Юкио, командир звена смертников "Сикисима", атаковавший "Сент Ло"