Много вопросов про отопление. Поскольку до Камчатки добрались нормальные строительные магазины с большим выбором автономных дровяных печек, грубые самодельные буржуйки из черного железа становятся редкостью. Поставил чугунную с окошком, сделанную в Сербии. Вместо первого звена трубы поставил водогрейный регистр самоварного типа, а выше - дымоход из жести. Вплотную к печке - поддон для душа. Под крышей - бак для горячей воды, от него к кухонной раковине и к душу идут гибкие трубы.
Кирпичных печей в таких условиях обычно не делают. Во-первых, дорого завозить кирпич снегоходом или вертолетом, а во- вторых, есть риск остаться зимой без отопления с разрушенными печью и трубой после сильного землетруса. Печку пока топлю два раза в день: утром и вечером.
Самая большая проблема здесь дрова. Их приходится возить с побережья Охотского моря, где немало выбросов. Это шестнадцать километров в одну сторону по довольно мягкому рельефу. На тихоокеанской стороне, до которой такое же расстояние, дров больше, но подъем с тяжело груженой нартой очень труден. Есть еще один ресурс дров: старые постройки Чарли Рассела: развалившиеся туалет и сарайчик. Они были построены из лиственничных досок и хороши на растопку.
Обычно попадаются полугнилые и насыщенные влагой ольховые стволы, вынесенные реками в море. В трещинах такой древесины много вулканического песка, поэтому цепи бензопилы хватает только на три нарты, после чего ее надо точить.
Сегодняшняя добыча возле устья реки Камбальной - довольно свежее бревно лиственницы. Сейчас - лучшее время возить дрова. Дорога на снегоходе от избушки до Охотского моря занимает чуть более двадцати минут в одну сторону. Скоро начнет вытаивать из-под снега стланик, и дорога станет несравненно труднее и медленнее.