Как-то несколько лет назад мне пришлось ждать летной погоды на удаленном кордоне Кроноцкого заповедника. Далеко уходить было нельзя, так как вертолет мог прилететь в любой момент. На чердаке избушки хранились ящики со пыльными книгами, которые помогали скоротать непогоду. Одну из книг, «Справочник по психиатрии», я прочитал от корки до корки и в ней нашел свой диагноз, свою болезнь. Вагабондаж или дромомания. Непреодолимая тяга к путешествиям. Позднее профессиональный психиатр разочаровал меня. Оказывается, настоящий вагабондаж - это когда человек себя совсем не контролирует: раз - и его нашли в другом городе, а как туда попал, он не помнит. Раз есть болезнь, значит есть и пограничные состояния, когда человека уже ничто остановить не может, но все-таки он сохраняет полный контроль над ситуацией. Если такому человеку пришло время путешествовать, он начнет путешествовать. И неважно на чем.
Когда отбирал снимки для книги об автоэкспедиции по заповедникам нашей страны, сделал подборку фотографий дорог, по которым мне пришлось передвигаться четыре экспедиционных сезона. В книгу войдет всего пара-тройка снимков, остальные пусть будут здесь. Если они вас как-то тронут, значит вирус вагабондажа тоже живет в вашем организме:)
Верхний снимок - самый первый в экспедиции. Сделал его прямо из кабины своего фургона 11 апреля 2013 года спустя несколько минут после выезда из Чухраев.
А этот снимок сделан более чем год спустя, летом 2014 года на Камчатке, на косе между Охотским морем и рекой Опала. Это дорога на юг Камчатки, к реке Озерная, которая вытекает из Курильского озера. Курильское озеро стало самой дальней точкой экспедиции.
Патрульная дорога в дубравах Лазовского заповедника (Приморский край).
Этой дорогой я перевалил Сихотэ-Алинь, двигаясь из Сихотэ-Алинского заповедника в сторону Хабаровска.
Когда я въезжал из Архангельской области в первый карельский городок Пудож, меня с включенной мигалкой догнали доблестные пудожские гаишники и составили протокол за грязный номер. Пришлось раскошелиться на 250 рублей. Это оказался единственный штраф за 4 сезона и более чем 60 тыс км, намотанных на спидометр за экспедицию.
Погожее утро где-то недалеко от Красноярска.
Осень в Кенозерском национальном парке, Каргопольский район Архангельской области. Эта дорога проложена по вершине лесистой моренной гряды, которая является водоразделом между Белым и Балтийским морями.
Карелия, осень 2016 года, последний месяц экспедиции.
Патрульная дорога в заповеднике "Черные земли" в Калмыкии.
Это тоже патрульная дорога в Оренбургском заповеднике, участок "Буртинская степь".
Алтайский край. Этой дорогой я добирался до Тигирекского заповедника.
2013 год. Дорога по острову Ольхон на Байкале. Остров является сосредоточением всех проблем, которые принес бум массового автомобильного туризма. Пожелаем сил моим коллегам из Прибайкальского национального парка и местным властям поэтапно экологизировать туризм в этом удивительном месте.
Ноябрь 2013 года. Первые километры моего фургона по Камчатке.
Трасса "Амур" где-то между Читой и Биробиджаном.
Дорога через Агинские степи в Даурский заповедник.
Приморский край. Эта дорога ведет в Терней через территорию Сихотэ-Алинского заповедника. За час езды по этой дороге я увидел больше живности, чем за поездку по всей огромной Сибири. В верхней части снимка справа от дороги видна башенка, из которой инспекторами заповедника круглосуточно ведется наблюдение.
Дорога на кордон Сихотэ-Алинского заповедника через дальневосточную тайгу.
Между Улан-Удэ и Читой. В летнее время приходится ехать в дымке от лесных пожаров.
Алтайский край. Окрестности Тигирекского заповедника.
Напоследок - самая красивая дорога страны. Чуйский тракт в Горном Алтае.