«Миспар мавет» («Смертельное число») - пусть не пугает вас это жуткое название. Потому как относится оно к обычной армейской жеребьевке, определяющей, кому оставаться дежурным на военной базе в субботу, когда остальные счастливчики отправятся на выходные домой.
Положиться на случай - оказывается, этой традиции еврейский народ придерживается со времен ТАНАХа. Во всяком случае, так утверждает уроженец Иерусалима Дорон Герцог, автор книги «Один жребий», рассказывающей об азартных играх в истории еврейского народа.
- Эта книга написалась вполне случайно, - вспоминает Дорон. - Однажды мой приятель попросил меня исследовать историю лотереи «Древо жизни», проведенной в 1862 году одной йеши вой. Я принялся искать материалы, и вдруг меня осенило: «Может, как следует покопаться, дабы найти свидетельства о других розыгрышах подобного рода?» В результате и возникла книга.
- Вам удалось разыскать первоисточник? Иными словами, кто был родоначальником еврейских азартных игр?
- Смотря откуда вести отсчет. Например, согласно одной из версий, братья Иосифа, бросившие его в яму, кидали жребий, чтобы определить, кому из них принести Иакову лживую весть о том, что сын его растерзан дикими зверями. А вот еще два свидетельства из Торы: Моисей попросил Фараона бросить жребий, чтобы назначить день окончания одной из египетских казней (дождь из лягушек); по указанию Моисея из 12 еврейских племен были выбраны по шесть старейшин, из которых он решил создать совет. По замыслу Моисея в совет должны были войти 70 человек, двое оказались лишними - кто именно, решали посредством жеребьевки. И кстати сказать, согласно Торе, первая урна («кальпи») появилась в глубокой древности, когда вышедший из Египта еврейский народ, прибегнув к воле случая, решал, какие земли Эрец-Исраэль предстоит заселить тому или иному племени. Вспомним и Иону, книгу которого мы читаем в Судный день. Когда на море разразился шторм, угрожая потопить корабль, люди на судне рассудили с помощью жребия определить того, кто провинился перед Всевышним, вызвав его гнев. Трижды жребий показал на Иону Виновника выбросили за борт, и буря тотчас утихла. Еще один характерный пример: Иосиф Флавий повествует о последних часах защитников Масады: мужчины убили жен и детей, а затем - по жребию - друг друга. Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой... Уместно будет вспомнить и о Пуриме. Ведь что такое «пур»? Это - «жребий». Аман и Ахашверош бросали жребий, в какой день они расправятся с евреями. А что такое «савивон» (ханукальный волчок) с его магическими буквами, как не средство для определения своего жребия, или, иными словами, судьбы?
- Мне кажется, что предсказание - это немного из другой области...
- А я вам докажу, что у этих явлений одна природа. В своем исследовании я постарался классифицировать разного рода лотереи и жеребьевки. Например, в древности для раздела наследства нередко прибегали к жребию: легко поделить деньги, а как быть с вещами?
Еще я нашел свидетельство, как в маленьком еврейском местечке, где рождалось не так много младенцев, жребий определял, кому из моэлей выпадет делать обрезание новорожленному. В истории описания итальянских евреев я нашел описания того, как распределялись - опять-таки посредством жеребьевки - полномочия в еврейской общине. С этой целью использовались либо листочки, на которых были указаны должности, либо кубики, либо черные и белые шарики. Так поступали во второй половине XVII столетия. А вот турецкие евреи в это же самое время аналогичным образом определяли сборщиков налогов, потому что работа эта считалась и трудной, и, выражаясь нынешним слогом, непрестижной. Я обнаружил немало фактов, красноречиво говорящих о том, что евреи очень часто бросали жребий, в том числе в самых ответственных ситуациях - начиная от выбора главы общины до назначения дежурного, которому предстояло приводить в порядок территорию у Стены Плача (эта обязанность считалась почетной).
- А что вы можете сказать о розыгрышах призов? Они-то когда появились?
- В Измире в 1873 году еврейская община провела лотерею, целью которой был сбор средств для бедной девушки, собиравшейся выйти замуж. Отпечатали на языке ладино полторы тысячи билетов, и успех превзошел ожидания: все побежали их покупать, начался форменный ажиотаж. Дело в том, что победители лотереи получали очень хорошие призы, правда, в случае выигрыша они были обязаны отчислить пятую часть в пользу невесты-бесприданницы. Сама процедура была довольно-таки любопытной, так, в частности, я нашел протокол, из которого следует, что почетное право стать «рукою судьбы» предоставлялось раввину общины.
Любопытно, - продолжает Дорон. - что «иноверцы», проживавшие в этом городе, прослышав про призы, тоже хотели участвовать в еврейской лотерее, и на следующий год билеты были отпечатаны уже на пяти языках, и продано их было чуть ли не втрое больше. Впоследствии такая лотерея устраивалась в Измире четырежды в год, что также подтверждено документами.
- Сколько же там было невест, в этом Измире?
- Я думаю, что в дальнейшем деньги от розыгрышей шли и на другие цели. Приведу пример из жизни иерусалимских евреев, которые во времена турецкого правления решили устроить лотерею для сбора средств на устройство йешив. Называлась эта лотерея «Дегель ха-Тора» («Знамя Торы») и поначалу была очень популярной не только среди местных евреев, но и в еврейских общинах других стран, куда агенты выезжали распространять билеты.
- Вы сказали «поначалу»; мне показалось, что в этом кроется какой-то подвох...
- Так оно и есть. В течение семи лет (первая лотерея состоялась в 1887 году) все шло великолепно, а в 1894-м разразился скандал, получивший название «дело Шмерлинга». Шмерлинг, проживавший в Яффо, был состоятельным человеком. Ему посчастливилось выиграть, первый приз. Однако получить его он не смог, так как секретарь организации, ведавшей проведением лотереи, изготовил для себя фальшивый билет, дабы самостоятельно насладиться добычей. Не достались призы и другим удачникам, но уже подругой причине - в кассе лотереи оказалось слишком мало денег, а выигрыши были определены очень высокие; кроме того, как водится, часть денег была раскрадена лицами, причастными к лотерее. Разразился скандал. Обиженные евреи подали жалобу на устроителей турецким властям, началось расследование. Лотерею прикрыли, кто-то оказался за решеткой, кому-то удалось сбежать за границу. Мне повезло раскопать в архивах письмо жительницы Иерусалима, направленное ею еврейской общине Амстердама с просьбой собрать для ее семьи денег, так как - цитирую: «муж, входивший в число организаторов лотереи «Дегель ха-Тора», где-то скрывается, а мне нечем кормить детей».
- В вашей книге я обнаружила главу под названием «В часы опасности». Звучит интригующе...
- Один из примеров того, как бросают жребий в роковую минуту, я уже привел - защитники Масады предпочли избежать участи рабов и умереть свободными. Второй я обнаружил в источниках из времен Катастрофы: когда по требованию немецких властей евреи в одном литовском местечке должны были выбрать членов юденрата, они решили бросать жребий, потому что добровольцев на эти малопочетные должности не нашлось. И еще один исторический факт: во времена турецкого владычества вопрос о том, кому идти в армию, решался еврейской общиной с помощью жеребьевки, причем бумажки в урне были трех цветов. Черная означала армейскую службу; белая - остаться в резерве; красная - службу в городе («шомер ха-ир»). В одной еврейской газете за 1885 год я обнаружил язвительную заметку по поводу того, что эта система изрядно обогатила турецкие власти, ведь у чиновника можно было купить соответствующий билетик, дабы остатья в резерве.
- По каким поводам устраивались еврейские лотереи в разных странах мира?
- По самым разнообразным. Так, в 1931 году в Ковно была проведена лотерея, средства от которой позволили бы заменить в тамошней синагоге керосиновые лампы электрическими - лампа изображена и на билете. В той же Литве прибегали к лотереям, дабы способствовать созданию еврейского театра; собирали средства в фонд сионистов из «Ха-Шомер ха-цаир» (первый приз - мотоцикл), в фонд будущей еврейской газеты. В Соединенных Штатах в 1948 году устроили лотерею, чтобы помочь еврейским детям, потерявшим в период Катастрофы родителей. Что же до Эрец-Исраэль, то здесь лотереи служили для сбора денег на библиотеки, йешивы... А позднее разыгрывались земельные участки в Тель-Авиве и других городах.
В вещевых лотереях, - продолжает Дорон, - в основном разыгрывались очень хорошие призы, но вот я наткнулся на такой забавный факт: одна маленькая лотерея предлагала в качестве главного приза «подержанную машину в хорошем состоянии». Всякое бывало...
Непременно следует вспомнить знаменитую еврейскую ОЗЕТ-лотерею, процветавшую в СССР в конце 20-х - начале 30-х годов (с 1927 года). Билеты ее печатались тиражом более чем в миллион экземпляров, в «клубе» ее состояло до 400 тысяч человек. В своей книге я привожу условия ОЗЕТ-лотереи, разыгрывавшейся в 1929 году и организованной для сбора средств - опять же цитата - «на землеустройство и вовлечение в промышленность новых масс еврейской бедноты». Посмотрите, какие колоссальные призы были объявлены: дом- квартира (из трех комнат) в любом пункте СССР; полуторамесячный тур в США с посещением Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии, Бостона; месячный тур в Западную Европу по маршруту, выбранному победителем; месячный отдых в санатории в Крыму или на Кавказе. А для тех, кто слегка промахнулся, - заграничная складная лодка системы «Клеппер»; самовар; примус; американские вечные перья «Паркер»; собрания сочинений Толстого, Ленина, Горького или библиотека из 40 книг еврейских авторов (по выбору). В 1930 году ОЗЕТ- лотерея сулила победителям еще более колоритные призы: коровник на 50 голов; четырехмесячное кругосветное путешествие; грузовик; автомобиль «Форд»; трактор «Интернационал»; сеялку; сноповязалку; племенного быка; сенокосилку; инкубатор; соломорезку; гармонь; плуг-культиватор; борону "Зигзаг"; пару племенных кроликов; граммофон; балалайку; отрез на костюм; резиновое пальто. Таблицы выигрышей публиковались в газетах «Известия» и «Дер Эмес».
- Мне кажется, что читатели, увидев в списке кругосветные путешествия и поездки в Западную Европу и США, нам попросту не поверят, ведь речь идет о Советском Союзе рубежа 20-30-х годов!
- Поначалу советское правительство очень поддерживало эту кампанию, средства от которой шли на обустройство евреев Биробиджана, но ее размах и направленность (отделения ОЗЕТ-лоте- реи появились в других странах, в ней охотно участвовали представители еврейских общин Америки и Европы) вскоре оказались недозволенными. ОЗЕТ-лотерея закончила свое существование с ужесточением режима, ее организаторы и руководство были арестованы, а впоследствии - расстреляны.
- Доводилось ли вам встречать еврейские фамилии среди руководства других, нееврейских лотерей?
- Еще как! Я воспроизвожу в книге немало билетов государственных лотерей разных стран. Филадельфия, 1861 год; Берлин, 1891-й; Амстердам, 1885-й... На каждом из них стоит подпись ответственного лица, и фамилии сплошь еврейские - Ицхак Лейбер, Яаков Иегу да... Особенно много лотерей проводилось в Голландии. Я даже нашел в архивах забавную карикатуру XIX века, на которой изображен агент - распространитель лотереи с характерным еврейским носом, пытающийся всучить прохожему билет. Под картинкой стихи такого приблизительно содержания: «Господин, купи лотерейный билетик, разыгрывается много хороших вещей. Глядишь, тебе повезет, выиграешь дом или лодку, а уж тогда не забудь про меня. Я сын Сары, третья дверь, за мостом. Так сделай же милость, купи билетик и будь здоров!»
- Мне рассказывали, что пару лет назад некий израильтянин, отчаявшийся продать по хорошей цене свою виллу в Северном Тель-Авиве, напечатал лотерейные билеты стоимостью в 100 шекелей каждый и объявил дом главным и единственным призом. Желающих испытать судьбу нашлось немало, и в результате владелец получил за свои хоромы вдвое большую, нежели рассчитывал, сумму
- Патент не новый. В начале позапрошлого века один иерусалимец разыграл в лотерею свой дом, чтобы устроить свадьбу дочери. В результате денег у него собралось столько, что хватило не только на пышную свадьбу, но и на новый дом. Поверьте, таких фактов в истории было немало. Евреи - очень азартный народ.
- Наверное, дело не только в азарте.
- Вы правы. Евреи - народ веры. Мы верим в то, что все происходящее в нашей жизни назначается Всевышним. И получается, что в действительности мы любим лотерею не только за деньги или призы. В подсознании нашем иное желание - почувствовать, как Он относится к нам, одобряет или порицает. Эта связь мешу успехом и верой в еврейской традиции очевидна.
Шели Шрайман, опубликовано в приложении "Окна" ("Вести")