В твоём теле электронные метели (анимационный фильм "Эдит и я"/"Технотајз: Едит и ја", 2009)

Feb 21, 2019 03:03

  Данный обзор написан специально для тематической кинорулетки, посвящённой полнометражной анимации. Все скриншоты кликабельны.




"Эдит и я", первый сербский полнометражный анимационный фильм, вышел в 2009 году. Его вполне можно назвать авторским проектом: сербский комиксист Алекса Гайич выступил тут и сценаристом, и режиссёром, и одним из художников. Собственно, основой для сценария послужил его же графический роман "Technotise", и в отдельных кадрах стилистика комиксов действительно проглядывает.





  Итак, Сербия, Белград, 2074 год - светлое киберпанковское будушее.




Хотя на "чистый" киберпанк этот мир не тянет. Если High tech, несомненно, присутствует (все транспортные средства, от грузовиков до детских колясок, перемещаются с помощью антигравитации, голографические экраны на каждом шагу и т.п.), то Low life себя особо не проявляет. Точнее, в кадр порой попадают попрошайки, вот только все они - роботы.




Роботы в этом мире вообще встречаются так же часто, как ноутбуки в нашем. Правда, нераскрытым остался вопрос, насколько они разумны и существует ли вообще искусственный интеллект. Подробней всего показаны домашние помощники главной героини - они способны поддерживать простой разговор, выполнять голосовые команды уровня "наведи порядок в комнате". Вроде бы ничего особенного, но потом оказывается, что они поддерживают беседу друг с другом, ставят себе цели, а именно пытаются пройти некий "экзамен" (тест Тьюринга?). К сожалению, эта сюжетная линия уходит в никуда. Остаётся только запоминающийся образ кладбища роботов, на котором люди хоронят своих электронных питомцев.




Но главные герои как раз не роботы. Вот главная героиня - Эдит Стефанович, студентка белградского университета. Учится она на психолога, хотя сдаёт экзамен по неким "Модульным системам". Живёт с матерью и дедушкой, встречается с молодым человеком по имени Боян. Увлекается экстремальным спортом - гонками на антигравитационных скейтбордах (привет Марти Макфлаю).




Хотелось бы не просто пересказать анкетные данные Эдит, а рассказать о её характере... но тут-то и кроется основная проблема фильма: персонажи раскрыты очень слабо, толковать их поступки можно как заблагорассудится зрителю. Впрочем, одна черта, несомненно, отличает девушку от её друзей: активная жизненная позиция. Все остальные, похоже, заинтересованы только в том, чтобы оттянуться в клубе, накуриться, потрахаться или ещё как-то словить кайф. Собственно, в начале кажется, что сюжет так и будет вертеться вокруг того, как люди, оказавшись в обществе сравнительного благополучия, застряют в трясине непрерывных удовольствий. (Что интересно, дело вовсе не сводится к "молодёжь распустилась" - маменька Эдит точно так же "сидит на игле" телесериалов.)




Но нет, эта тема отходит на второй план, когда "теневой" кибермедик вживляет Эдит некий микрочип, который должен усилить способности её мозга по обработке информации. Да, только с помощью электроники можно сдать экзамен особо вредному профессору (спойлер: увы, никакой чип не поможет, если препод рассчитывает на оплату натурой).




В большинстве синопсисов здесь ставят интригующее многоточие, заставляя думать, что именно "левый" чип станет причиной неких неприятностей для главгероини. Нет, на самом деле всё сложнее, но в детали сюжета я вдаваться не буду. Скажу только, что в дальнейшем подключается классическая киберпанковская тема могущественной злой корпорации, преследующей одинокого героя.




К сожалению, главный злодей получился таким же слабым, как и главгерой. Собственно, всё его злодейство сводится к тому, что все возникающие проблемы он пытается решить силой, получая закономерный отпор. Был бы он чуть похитрее - и героям не пришло бы в голову сопротивляться, и зрителям было бы сложнее разобраться, на чьей стороне правда.




Конечно, присутствует ещё россыпь второстепенных персонажей, но все они намечены ещё схематичнее. Единственное, что могу отметить - живые диалоги. Некоторые выражения заставят поморщиться приверженцев литературного языка, но зато разговоры получились очень естественными.




Ладно, с героями не вышло, но, может, сюжет вытаскивает на себе весь фильм? И снова нет. Такое впечатление, что к сборнику футуристических иллюстраций " Белград-2074" попытались привязать фантастико-детективную интригу. В итоге зрителю показывают красивые пейзажи или жанровые сценки, потом, спохватившись, подсовывают кусочек основного сюжета. Не могу сказать, будто получается скучно, но динамики определённо не хватает.




Основное научно-фантастическое допущение, на котором построен сюжет, достаточно оригинально. Но и тут есть своя ложка дёгтя в виде околофэнтезийных предположений вроде суперкомпьютеров, которые внезапно обретают сознание, после чего отказываются выполнять вычисления.




А как всё это нарисовано? Как можно заметить по приведённым выше скриншотам, очень пёстро. В каждом кадре одновременно применяется графика и традиционная, и компьютерная - двумерная и трёхмерная. И выполнено такое совмещение не всегда гладко. Впрочем, со временем к этому привыкаешь.




Большие проблемы и с собственно анимацией. Очень часто создаётся только иллюзия движения за счёт перемещения камеры относительно неподвижного изображения. Не менее часто в кадре движутся только одна-две фигуры - например, силуэты персонажей или глаза на статичном лице. А когда нужно показать движение не в плоскости кадра, а к зрителю или от зрителя - получается жутковато. Но, несмотря на это, ближе к концу фильма аниматоры выдают вполне достойные экшен-сцены.




При этом рисунок сам по себе заслуживает самых лестных оценок. Если на экране прохожие - каждый из них индивидуален, если городской пейзаж - прорисован каждый дом, если интерьер комнаты - можно долго рассматривать мелкие детали быта.И в то же время хватает кадров, в которых фоном служит пустота или простейшая градиентная заливка.




Нельзя обойти вниманием и эпизод воспоминаний о событиях двухтысячного года, продолжительностью всего пару минут, нарисованный совсем в другой манере. Вот могут же господа аниматоры! К сожалению, этот фрагмент никак не отражается на сюжете в целом - яркий пример губастого аллигатора.




Хотя выше я много говорил о недостатках, всё же фильм оставил по себе хорошее впечатление. Не могу порекомендовать его для просмотра всем зрителям, но поклонникам киберпанка и ценителям нестандартной анимации он наверняка придётся по вкусу. Только не забудьте про недетский возрастной рейтинг: каких-то кровавых подробностей нет, а вот обнажённая натура и разговоры на "взрослые" темы очень даже присутствуют.





  Ещё несколько интересных кадров:

Лошадь с антигравитационной телегой. Возможно, отсылка на шутку, понятную белградцам? Или намёк, что за пределами города не всё так уж благополучно?




У художника на столе - распечатка с изображением кнопок меню "Фотошопа" (или это не распечатка, а собственно меню на виртуальном рабочем столе? трудно сказать)




Снова меню "Фотошопа"... только почему-то на мониторе видеонаблюдения.




А здесь при видеотелефонном звонке высвечивается что-то вроде параметров html-разметки




МастДай вечно живой!




Логотип банка-спонсора то и дело попадает в кадр.




Так выпьем же за успех сербской анимации!


мультфильм, Дримарондо

Previous post Next post
Up