Данный обзор написан специально для
рандомной слоу-кинорулетки от
iw_gdk Значит, я начальник УВД города и области,
за свою профессию испытываю чувство гордости.
Моя милиция меня бережет
и бережет каждого того, кто меня бережет.
Коррупции в УВД у нас не было и нету,
это у вас там в Москве или еще где-то.
Вася Обломов "Кто хочет стать милиционером?"
Итальянское кино - это отдельный пласт киноискусства, и, должен признать, я в этой области ориентируюсь очень слабо. Поэтому когда на рандомной рулетке мне выпал рандомный итальянский фильм, название которого было как-то рандомно знакомым, я очень обрадовался такой возможности расширить синефильский кругозор. О чём же это кино пятидесятилетней давности с названием, своей длиной вызывающим ассоциации с японскими ранобе?
(внимание, есть спойлеры)
Всё начинается с того, что импозантный мужчина приходит к красивой женщине на любовное свидание. Не проходит и пяти минут, как он её убивает, оставляет в квартире явно продуманные зацепки, сам сообщает по телефону об убийстве и уходит. Чуть позже мы узнаём, что этот мужчина - начальник отдела по расследованию убийств, который как раз с сегодняшнего дня будет руководить отделом политического сыска...
На этом месте так и тянет воскликнуть: "Я видел серию про Коломбо, которая начиналась точно так же!" И в самом деле, сюжет "преступник - сам полицейский и пользуется служебным положением, чтобы уйти от ответственности" достаточно распространён. Однако в этот раз история приобретает оригинальный поворот: главный герой вроде как и влияет на следствие, направляя расследование подальше от себя, но одновременно и подбрасывает коллегам новые улики, ведущие прямиком к нему. Это раздвоение личности? Что заставляет его играть в такую опасную игру? Смогут ли сыщики заподозрить того, кто вне всяких подозрений?
Ответы на все эти вопросы сценаристы дают - но они оказываются не настолько и важными. Для тех, кто спустя два часа всё ещё считал, что смотрит всего лишь ещё одну детективную историю, в финале прямо цитируется "Процесс" Кафки: "Каким бы он нам ни казался, он слуга Закона, а значит, причастен к Закону, значит, суду человеческому не подлежит". Так что всё увиденное следует рассматривать как метафору... или не всё? Подобная неоднозначность была в фильме "Американский психопат" (где она раскрывала совсем другие темы, конечно).
Но при этом не получается просто назвать художественный мир фильма "кафкианским" и поставить на этом точку. В лучшем случае это Кафка-light, с пониженным содержанием сюрреализма. Поступки персонажей - кроме главного героя, да и то не всегда - вполне логичны, никакого гротеска или нелепости. Полицейские не выглядят формалистами-бюрократами или глупцами (у них даже компьютер имеется!), а вот ощущение Системы при взгляде на них появляется.
Если заглянуть в учебник истории, можно убедиться, что действие фильма происходит в непростое время. Забастовки, студенческие бунты - вот повседневная обстановка Италии тех лет. Более того, ни авторы, ни персонажи не подозревают, что это только цветочки, а впереди ещё почти десять лет разгула уличного насилия и терроризма. На таком фоне "охранительные" речи главного героя более понятными и даже отчасти оправданными, соответственно и он сам выглядит не злодеем, а лишь элементом, опять-таки, Системы.
Да, именно речи. Вообще, герои по ходу действия задвигают потрясающе афористичные диалоги и монологи, которые вполне заслуживают того, чтоб их обдумывали и цитировали, но при этом не выглядят затянутыми или неестественными.
Но это я всё о сюжете, а ведь остальные составляющие фильма определённо заслуживают похвалы. Актёрская игра - отлично, особенно у главгероя, но и другие актёры не отстают. Оператор обеспечивает необычные ракурсы, а композитор, великий и могучий Морриконе - выразительный саундтрек. И бонус для отечественного зрителя - в кадр попадают некоторые интересные объекты материальной культуры Италии семидесятых...
Нет, это совсем не остросюжетный детектив, скорее памфлет на тему власти, который, однако, вышел совсем не прямолинейной агиткой, а вполне увлекательным фильмом. Да и к тому же печально актуальным, даже полвека спустя. Если возникло желание отдохнуть от развлекательного кино и посмотреть что-то более серьёзное - рекомендую.