Данный обзор написан специально для
тематической кинорулетки с Луи де Фюнесом от
iw_gdk.
Я не так давно участвую в кинорулетках, но попадаются мне всё больше серьёзные фильмы, а то и откровенные драмы. И вот, наконец, полноценная комедия! Да ещё и старая французская! Как же отказаться от такого шанса поднять себе настроение?
Сюжет достаточно прост. Парижский таксист Морис Бергер с семьёй отправляются в отпуск. С собой они берут родственников, у которых есть свой "дом на колёсах" - тот самый прицеп из названия. Едут все они в Испанию, где их ждёт встреча с... "С корридой!" - воскликнет зритель, и будет не совсем прав. Защитники прав животных могут спать спокойно, никакого боя быков нам не покажут. Вместо это будет сцена, где Морис невольно пародирует тореадора, и ещё испанский ночной клуб "Коррида". Сюда добавляем выступление танцоров фламенко - и план по культурной специфике выполнен.
Но пока французы осматривают достопримечательности, разворачивается другая сюжетная линия - криминальная. Морису и его спутникам не повезло пересечься на франко-испанской границе с преступниками, которые, опасаясь личного досмотра, подбросили парижанину в багаж краденый бриллиант. Точнее, не повезло как раз преступникам, потому что вернуть драгоценную каменюку у них никак не получается. Как известно, простота хуже воровства, а семейка Мориса - это сразу шесть образчиков простоты!
В этом фильме Луи де Фюнес сыграл свою первую главную роль - и... нет, нельзя сказать, что "оторвался на полную". Сценарий выстроен так, что периодически на передний план выдвигаются другие персонажи и получают свою порцию зрительского внимания. В общем, это никак не "театр одного актёра", все исполнители хороши.
Этому помогает и то, что все персонажи хорошо прописаны. Поправочка - все мужские персонажи. Женщины, увы, нужны по большей части для мебели. За исключением белокурой фем фаталь, которая одна работает за всю банду похитителей бриллиантов, но получает только выволочки от Босса. Законы жанра, что поделать.
По тем же законам все персонажи, и герои, и злодеи, тут те ещё недотёпы, но не комически преувеличенные неудачники, как бывает в других фильмах. Просто обычные люди , которые оказались в непривычных обстоятельствах. Таксист Морис даже некоторый героизм проявляет и вообще спасает ситуацию как может.
Кстати, интересный факт: такси, которое он водит - это "Рено" модели 1933 года. Для нынешних зрителей все автомобили в фильме выглядят архаичными, а вот современников, должно быть, отдельно веселило, как Морис на своей довоенной колымаге лихачит в стиле главного героя бессоновского "Такси".
Хотя основные "лихачества" нам предполагается додумывать. Увы, никаких трюков ждать не приходится. Все поездки - и в автомобилях, и верхом - сняты методом фоновой проекции и сейчас смотрятся несколько неестественно.
То ли от этого, то ли от общей непритязательности сюжета, фильм мне показался скучноватым. В нём имеется несколько ярких сцен - особенно зажигательные (во всех смыслах) танцы в ночном клубе, там я смеялся в голос - но остальные моменты вызывают разве что улыбку. Всё достаточно просто и предсказуемо, наметившаяся линия, где преступники принимают Мориса за матёрого контрабандиста, остаётся одноразовой шуткой. Вроде бы и постарались с логикой, и обошлись без пошлого юмора, и над национальными стереотипами не издевались, а вот не цепляет и всё тут. Может, дело в том, что за шестьдесят лет, прошедших с выхода фильма, комедий уже снято несметное количество? (Про сходство с "Такси" я уже говорил, а похождения в ночном клубе неуловимо напомнили сцену в ресторане из "Бриллиантовой руки"...)
Так или иначе, в унылость это кино всё же не скатывается. Ретро-комедия, вполне пригодная для семейного просмотра. Обязательна для поклонников Луи де Фюнеса и режиссёра Андре Юнебеля, все остальные могут со спокойной совестью проходить мимо.