Вчера в очередной раз побывал на
дискуссионном клубе "В поисках смысла" в ростовской Публичной библиотеке. Была заявлена тема: "Северный Кавказ: кто дестабилизирует ситуацию в регионе?", а в качестве эксперта приглашён известный кавказовед и эксперт по радикальному исламу, кандидат политических наук, доктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Игорь Прокопьевич Добаев.
В начале встречи обсудили причины распространения радикальных течений ислама в России в целом. По мнению профессора Добаева, в советское время, наряду с православными учебными заведениями также были серьёзно подавлены наши отечественные образовательные центры в сфере исламского богословского образования. Это привело к тому, что после снятия запрета на распространение религии в конце 80-х - начале 90-х годов, возник серьёзный недостаток отечественных кадров в области мусульманского образования. В этот период значительное количество молодёжи, желающей приобрести исламское образование направляется на обучение в Саудовскую Аравию, где, как известно, на государственном уровне поддерживается ваххабитская версия суннизма. Данный фактор сыграл значительную роль в распространении радикальных течений среди мусульман Поволжья и Северного Кавказа. Невмешательство российской власти в этот процесс на раннем этапе привело к серьёзным последствиям, которые сейчас преодолеваются с большим трудом.
Также хотелось бы добавить, что одним из источников радикализации является трудовая миграция из Средней Азии, когда вместе с гастарбайтерами в Россию проникают представители радикальных движений, таких как пакистанский "Таблиги Джамаат" или ближневосточный "Хизб ут-Тахрир".
По поводу ростовской мусульманской общины профессор Добаев сообщил, что некогда доминирующая татарская община практически растворилась в наплыве мусульман из республик Северного Кавказа.
Игорь Прокопьевич Добаев
Первые же вопросы участников дискуссионного клуба сразу увели тему с исламизма в России к животрепещущему конфликту России и Турции. Отвечая на их вопросы, Игорь Прокопьевич рассказал про глубокие связи Эрдогана с радикальным движением "Братья-мусульмане", а также о процессах реисламизации которые начались в Турции сразу после смерти Ататюрка в 1938 г. Также он обратил внимание, что в данный момент в Турции происходит синтез пантюркистского национализма и исламизма. Это выражается в участии турецкого ультранационалистического движения Бозгурд ("серые волки") в борьбе против Башара Асада на стороне радикальной оппозиции. По имеющейся информации представители именно этой организации
убили российского лётчика после того, как турецкой авиацией был сбит Су-24 наших ВКС.
Отвечая на вопрос о поддержке турками антироссийских сил на Северном Кавказе, профессор Добаев обратил внимание на истерию по черкесскому вопросу, которая была устроена Анкарой перед Олимпиадой в Сочи. При этом Турция выступала исполнителем, а сам тренд задавался в США, где в тот период в институтах массово проводились конференции по черкесскому вопросу. В качестве исторической справки стоит напомнить, что черкесы выполняли для Османской империи роль, схожую с крымскими татарами, т.е. совершали набеги на Российское государство. От Анапы и на юг по всему побережью располагались невольничьи рынки на которых продавались захваченные черкесами рабы. А после того, как Россия покорила черкесов, до 90% выживших эмигрировали в Турцию.
Далее речь зашла об "Имарате Кавказ" и активном участии его активистов в деятельности террористической организации "Исламское государство", запрещённой на территории России.
Добаев высказал мнение, что после ликвидации в 2014 г. лидера "Имарата Кавказ" Доку Умарова и присяги в мае 2015 г. этой структуры "Исламскому государству", она по факту превратилась в горстку разрозненных мародёров и бандитов. Как видно на картинке ниже, даже лидеры "Имарата Кавказ" долго не живут в этой должности, а что уж говорить о рядовых боевиках, которым отведена роль пушечного мяса. Среди них продолжительность жизни редко превышает 3 месяца.
Лидеры "Имарата Кавказ"
Игорь Прокопьевич упомянул, что по имеющимся сведениям исламистские анклавы существуют в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Из этой среды вербуются добровольцы для участия в войне на стороне ИГИЛ в Сирии. При этом командиры ИГИЛ берегут местных бойцов, а приезжих бросают в самое пекло. Уехать из ИГИЛ обратно удаётся далеко не всем желающим, т.к. исламисты считают это дезертирством и карают смертной казнью.
Также обсудили конфликт главы Совета Муфтиев России Равиля Гайнутдина со своим духовным учителем Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. По этому поводу профессор Добаев пояснил, что у Таджуддина были все основания обидеться на своего ученика Гайнутдина за создание последним параллельной конкурирующей структуры. При этом специфика заключается ещё в том, что Таджуддин, несмотря на высокую должность, постоянно пребывает в Уфе, а его конкурент ведёт свою деятельность из Москвы, чем обеспечивает себе некоторые преимущества. Также стоит обратить внимание, что если в Российской Империи было единое Духовное управление мусульман (ДУМ) с центром в Оренбурге, в Советское время их было уже 4 (четыре), то на данный момент в России около 60 разнообразных ДУМов.
В заключение встречи поговорили про Дагестан. Добаев рассказал о том, что ислам ещё в 7 веке пришёл на территорию современной России именно в Дагестане и оттуда постепенно распространился по Кавказу. По оценкам экспертов около 90% населения республики исповедуют эту религию. При квоте на хадж в Мекку для РФ в 20 тыс. человек в год, 70% из них едут из Дагестана. При этом при численности населения в 2 млн. человек в Дагестане столько же мечетей, сколько в Узбекистане, где около 35 млн. человек. При этом Дагестан имеет свою специфику по отношению к другим регионам с мусульманским населением, т.к. является одним из мировых центров суфийского ислама. Также значительную роль играет этнический фактор, ведь, в отличие от моноэтнической Чечни, в Дагестане несколько десятков народностей. И по мнению Добаева, имевшая раньше место система управления республикой через Верховный Совет гораздо лучше отражала интересы всех народностей, чем используемая сейчас президентская. По данным правоохранительных органов Дагестана, из республики для участия в боевых действиях на стороне ИГ ежедневно уезжают около 15-20 человек. Также радикальным бандподпольем ведётся планомерное физическое уничтожение духовных деятелей и богословов исповедующих классический умеренный ислам, а также суфийских шейхов.
В целом участие в данной встрече дискуссионного клуба позволило значительно увеличить объём знаний по теме радикального ислама, а также дополнить имеющуюся картину новыми фактами и мнениями. Стало предельно ясно, что нельзя ограничивать борьбу с радикальным исламом только отстрелом боевиков в зонах КТО, необходимо в первую очередь вести идеологическую работу и бороться за сознание мусульманской молодёжи.
В ходе собрания сотрудники библиотеки презентовали новую книгу Игорь Прокопьевича Добаева под названием "Геополитика и терроризм эпохи постмодерна".
Возвращаясь к ситуации с Турцией, хотел бы обратить внимание, что профессор Добаев несколько раз указывал на коррупционную составляющую в действиях Эрдогана, а также назвал лидера правящей Партии справедливости и развития Ахмета Давутоглу лузером. Чем данные деятели заслужили такой оценки приглашённого эксперта, я постараюсь изложить в одной из следующих статей.