Если я срываю яблочко у дороги, или съедаю не мытый листик - на меня
смотрят как на прокаженного. Когда я срывал полынь на городской
улице, то даже в 6 утра первый же прохожий завел со мной разговор, мол
разве я не понимаю
...
Но при этом финики и орехи из супермаркета запросто употребляются
немытыми - они же сушеные, как их под воду-то! Выглядит достойно и
культурно, даже статусно. А что означает E220 в составе сухофруктов,
того же финика или изюма? Это значит, что офигевший рабочий в
далеком Алжире или ещё где, в костюме полной химзащиты и
противогазе переваливает лопатой эти самые финики или изюм над
горящей серой. И вымыть потом нельзя - сушеные же! И вроде ужас, и как
бы всё понятно, что надо вымачивать мыть и т.п. Но когда я дал мокрый
от мытья орех знакомым - сразу куча вопросов, и мне пришлось
расшаркиваться в своей "параноидальной" склонности к чистоте. Т.е. так
страшно, что даже мыть не решаются - всё равно бесполезно. На то, что с
яблочка не смывается ничего - никто не смотрит (мой фрукты перед едой!
Тяжелые металлы!). Но что после вымачивания фиников и орехов вода
землистая с непонятными масляными пятнами и песчанным осадком - как
бы неважно. Что диоксид серы великолепно растворяется в воде
отличники по химии знают. Но что E220 это он есть - мало кто, хотя дело-
то одного тычка в яндекс. Чего людям не хватает в этом случае - знания
химии тяжелых металлов?! SO2 (E220), кстати, сам по себе действительно
не особо вреден, в малых концентрациях может использоваться
организмом для включения в состав сульфатированных гликанов хряща,
что даже полезно. Дело в другом.
В том, что не смущает даже сыроедов то, что пролежал финик на полке
супермаркета при комнатной температуре полгода и бактерии его не
тронули. Не идут дебаты на этот счёт, нет панических постов: "я видел
финики полгода после упаковывания!", "а я спустя 8 мес!!!". Вот "химия" -
это да - что скрывается за этим словом никто сказать не может, но все
истово боятся. А что бактерии не едят - это по боку. Или городится чуть
ли не экстрасенсорное обоснование вреда сахара и соли. Вот известныйавтор Столешников пишет так: сахароза свёклы - это ненормальный
сахар, это "сукроза". В ней только половина "хорошей" глюкозы,
остальное - ужасная фруктоза, которая далеко не глюкоза! (и ничего, что
фруктоза является диетическим сахаром для диабетиков, что в том числе
ей обязан полезностью мёд, а также, если бы автор глянул биохимию, то
с удивлением бы обнаружил, что следующая стадия метаболизма
прекрасной глюкозы - именно фруктоза!)
"Вред"-то в другом - если бактерии за полгода не съели на полке
супермаркета, значит, скорей всего, не съедят и в кишечнике. Организму
придётся переваривать своими силами, без помощи микрофлоры,
которая может насинтезировать нам даже белок, в качестве "побочного"
продукта. Только и всего. Неужели этот ход мысли неочевиден?
Это я не к тому, чтобы кого-то обвинить и унизить, но чтобы вскрыть
маленькую толику неожиданных причин неудач и проблем на
сыроядении. А так же зачем здесь знания и почему они не берутся просто
из сети.
ВОТ ЕЩЁ ЖИЗНЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
В моем детстве формальным требованием экологичности удовлетворяла
родительская дача и поездки за ягодами-грибами. Но во что это
выливалось? Поездка за грибами ягодами начиналась с машины (но при
этом спасибо родителям и деду, они давали мне всё, что могли и знали
сами, и эти навыки в том числе легли в основу того, что я делаю сейчас),
сопутствующих выхлопов бензина, охоты за редкими "грибными"
местами, азарта опередить других грибников, что подпитывало
парадигму ограниченности ресурсов в моём детском мозгу. Далее мать
часами могла стоять у раскалённой плиты, смешивая ягоды с сахаром,
который с огромным трудом, по зову соседки добывался на рынке, -
огромным 50 кг мешком, который корчась довозил я на тележке до дома.
Может и сгущаю краски. Такой мешок я довёз раз или два за свою жизнь.
Тяжелее родительские укоризненные взгляды и непреходящий ярлык
бездельника, так как я и правда всеми доступными методами "увиливал"
от остальной работы на кухне. Но суть не в этом, а в том, что даже при
наличии таких усилий собранных ягод в свежем виде мы все не ели ни
2летом, ни зимой. Зимой имели то, что гордо называлось "запасами", под
рассказы бабушки о военном детстве и голоде. Только вот от голода ли
средством является варенье? Тем ли стратегическим запасом на всякий
тревожный случай, на "случай ядерной войны"? Ещё ладно варенье, а
маринованные огурцы-помидоры? Это была уже участь дачи. Остальная
часть теплого сезона была посвящена ей. Бдительное выращивание
рассады томатов, организация ее перевозки и парников, волнения насчёт
заморозков, и, конечно, работа-работа. Чтобы получить максимальную
отдачу помидоры срывались зеленым и дозревали на чердаке.
Вызревшие "на ветке" считались величайшим лакомством, и их
перепадало несколько штук за сезон. Их вкус я никогда не забуду. А
дальше всё та же самая двухмесячная каторга мамы у плиты, сотни банок
с маринадом, их транспортировка в гараж, и уже зимние походы с
тележкой по их доставке обратно в трескучие морозы. Хотя в случае
помидор в летний сезон свежих можно было съесть сколько угодно, это
считалось "баловством". Вот маринованные - это серьёзно, это "запасы на
зиму". Всё это под вывеской, что бедное советское население в условиях
дефицита продуктов кормится почти натуральным хозяйством с огорода.
"Обычные" продукты питания были тайной за семью печатями. В моей
работящей семье хорошо справлялись с самодельным наполеоном или
фаршированными перцами. Но изготовление хлеба в духовке
традиционно считалось невозможной задачей, что объяснялось как то,
что это можно только на заводе. Научился я его печь только спустя 20
лет, почти что самоучкой, потому что пришедший интернет тут же
заполнился немыслимой сложности рецептами, от которых руки
опускались. Ещё мне безумно нравилась "детсадовская" пшённая каша.
Но "воспроизвести" ее дома не умели. "Секрет" я понял лишь в 30 лет -
надо поварить 5 мин крупу в избытке воды и... просто оставить на
полчасика, не надо никаких хитрых водяных бань и прочего. Просто
остывая в избытке воды крупа разбухнет, и это будет та самая
сокровенная, "детсадовская". А так сколько ни варили - 20 мин, 40 мин,
час - всё получалась крупа с водой, хоть и разваренная. 5 лет
наслаждения детством после 30-летнего возраста. Но почему после? Ну
вот так, это то, что выдающийся и самый цитируемый филосф науки
Томас Кун назвал "парадигма". А как ещё это назвать? Что это было? Как
получилось, что люди прошедшие войну и реальный голод,
маринованные помидоры считали "запасами на зиму", свежие -
3"баловством", и не умели при этом испечь дома хлеб и сварить вкусную
кашу, чтобы пропитаться зимой? Почему возились с хоть и питательным,
но всё-таки овощем - картошкой - когда на полках в магазинах, даже в
самый жестокий дефицит, была крупа по смешным ценам? Это заговор?
Тлетворное влияние запада? Это в 1980-е то? Действие пропаганды?
Секретные генераторы специальных излучений? Рептилоиды,
захватившие мир? Инквизиция? НКВД? Да, часть этого - наша тяжелая
история. Что-то, может, ещё откроется. А что-то станет смешными
легендами. В прошлом были охота на ведьм и "кулаков". Замученные
ученые в концлагерях. Ярлык тунеядцев и самолечения. Отклонения от
партийной линии. Но сейчас можно сыроедить и полиция и родственники
этим не заинтересуются. Можно заниматься йогой на улице - никто даже
не обратит внимания. Пожалуйста, хоть "Харе Кришна" с барабаном по
улице.
Но, как мы видим, другие формы невежества продолжаются, хотя стало
уже легче. "Сукроза", "шлаки", "токсины", яблоки у дороги нельзя,
"химия", "Е", "плохая экология", без всякого разбора, что за этим стоит
реально. Досужие теории заговора и "культурная" еда в кафешке. Фрукт
из супермаркета - это "сплошная химия", а в кафешке всё по-домашнему,
написано же на вывеске! Или просто попытки сэкономить время или
ментальные ресурсы, социализация на этом завязывается, семейная
жизнь, что определяет дальшнейшее.
Но вернёмся к экологичности. Трудами ученых-популяризаторов все мы
уже знаем, что слово происходит от греческого "ойкос" - дом. И при чем
тут химия и загрязнение - как бы непонятно. Ну и пусть, а слово по-
прежнему применяется в адрес тяжелых металлов в выхлопах
автомобилей, "химии" в супермаркете и фастфуда. И никто, например,
при этом "не заметил", что этилированный бензин запретили в Европе в
2000, а у нас в 2002 году, так что тяжелых металлов в выхлопах
автомобилей, собственно, больше нет. Может и заметили, но сказать про
это, значит поставить себя в положение "эй, парень, а ты, собственно, на
чью мельницу воду льёшь?"
Так вот действительно, на чью?
4Давайте вернемся к финикам с E220 в составе. В чём их неэкологичность?
"Конечно, в E220", - скажет обыватель. "Они, похоже, ошпарены", - скажет
сыроед. Но я бы сказал, что дело далеко не в этом.
Как ученый я вас уверяю, что мои коллеги отработали на совесть,
присвоив SO2 индекс "Е", который, вообще говоря, означает, что
вещество прошло все мыслимые проверки, а также проверку временем, и
вредного его действия не выявлено. Некоторые оговорки есть, но в
плане традиционной безопасности это полностью работает.
Так чём же дело? Давайте представим ещё раз этого алжирца, или
среднеазиата, который в костюме химзащиты окуривает финики над
горящей серой. Каково ему? Каково его детям, - они гордятся папой? А
вы бы хотели иметь такого отца? А работать на такой работе? Теперь
представьте его психическое состояние. Куда он пойдёт после работы? В
консерваторию? Клуб народного творчества? Заниматься йогой? Я
думаю - в пивную, или что у них там. Или хотя бы курить. А будут ли
слушаться его дети, уважать жена? Его дети, скорее всего, станут
мигрантами. Если финики из Алжира - то итальянскими или других стран
Европы. А если это изюм из Узбекистана, то нашими с вами соседями.
Какой же гадкий тот, кто организует эту дикость, сообразим мы. И будем
правы. Отчасти. Проверки, законы, действительно много нарушений,
бесправное положение этого несчастного работника. Но чтобы обрести
"права" в современном мире, ему надо быть почти юристом. Он не может.
Ну всё, "заговор", "система", "мы порабощены" и т.п., - возденем мы руки,
и... положим коробку фиников с кассы в сумку. Или в багажник машины. И
пойдем работать в свой офис, потому что недешёные они, будь не ладна
система, финики эти. Какие-то сыроеды говорят - 20 тыс. на еду в месяц
на одного: дорого. Другие смеются - 20 тыс. - это на всю семью.
Финансовая сторона интересная получается, но про "экологичность"
хочется сказать, что это далеко не про борьбу с E220.
"Ойкос" не зря в корне этого слова. Это не про "химию". Это про...
соседей. Да! В "доме" есть соседи. "Дом" - это наша Земля. Мы должны
быть умными - нельзя заставлять алжирца окуривать финики, а тем более
нашего среднеазиата - это чревато мигрантами и не особо полезно для
нашего здоровья, хоть и безопасно, но вот порой вкусно. Получается, что
5не следует финансировать путем покупки продукции процесс, в котором
человек мучается в костюме химзащиты - вот истинная экология! Не
подставлять соседей...
Но как же сыроедить без фиников? Кто-то улыбнётся, а кому-то это
станет страшным вопросом. И всех можно понять. "Страшность" вопроса -
снимается знаниями, школой знаний. Эти знания могу дать я. И это
рекламная составляющая моего текста. Просветительская же состоит в
том, что экология - это не только и не столько "Е" на этикетках. Это наше
соседское мышление.
Куда экологичнее купить билет на самолёт, не смотря на то, что он
пережигает тонны керосина и кислорода в углекислоту, и долететь до
Алжира, пожить там в гостинице и поесть фиников «по-настоящему», с
пальмы. А алжирцы пусть будут обслуживающим персоналом в
гостинице, стюардессами и пилотами. И садовниками этих пальм.
Достойно? Красиво? Захотят их дети идти по пятам родителей, уважать и
слушаться их? Станут ли они тогда бесправными мигрантами на стройке
очередного перевалочного пункта для фур дальнобоев или водителями
этих фур? Очередного торгового центра, банка, торгового офиса? Или
они будут думать о том, чтобы вам было хорошо и уютно в гостинице?
Ну а потом, потом-то что? - спросите вы. Дома-то как быть без фиников?
А дома у нас свои предки и родители. Свои корни и национальная
культура. Может вместо ненависти к янки подумать о том, прорастили ли
вы хоть раз в жизни горох? Не "зеленый горошек" из банки
европроизводства покушали (которая, кстати, в отличие от выхлопов
автомобилей является основным источником свинца), а сухой из пачки за
30 руб.? Пекли ли сами хоть раз хлеб без хлебопечки? А листья лебеды
пробовали? Звучит, как кошмар, но, пробовали? Хоть раз? Знаете, как она
выглядит, лебеда эта? С чем надо быть внимательным и не перепутать,
чтобы не съесть ядовитого? А вдруг всё окажется не так страшно и
сложно? А знаете, что есть современные исследования и это не легенды,
что люди питались лебедой? И это не мифические древние сорта с
таинственными семенами, под соусом мифов о которых нам везут киноа,
тоже из семейства маревых, как и лебеда, но аж из Южной Америки, и
стоит это соответственно. Может это и система, может заговор, но мы
каждый день принимаем решение не то что не бороться с ними, как
6дедушка Ленин, а финансировать! - своими же кровными. Мы сами даем
«системе» каждый день не что-то, а свои деньги. Зачем? Или это не злая
система, а отражение наших, каких-то не до конца понятых нами самими,
желаний?! А пробовали ли в качестве теста ужасного раздельного
питания хотя бы день пропитаться, скажем, дынями? Зачем? К
сожалению, скорей всего, одних листьев лебеды и капусты будет мало.
Нужна работа и знания, знания, отличные от школьных и даже вузовских,
более того, в другой парадигме. И это будет работа со своим вкусом и
телом. Это тяжело. С другой стороны, в офисе разве легко? Качество
жизни? При грамотном подходе оно не страдает, а только улучшается.
Пропитаться можно на 3-5 тыс и это не предел, и меню будет идеальным,
а вы полны сил! Для финансово состоятельных можно добавить, что наше
тело и экологичность вокруг.
ПРО ФЕРМЕРСТВО И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Из этого есть интересные следствия. На самом деле, скажу крамольную
мысль, "фермерские" продукты зачастую не так уж отличаются от
супермаркетных, ну тяжело даже фермеру проследить откуда привезли
известь для раскисления почвы, померить уровень нитратов и тяжелых
металлов. Но это не так уж и важно! Хотя можно проверять, ездить к эти
фермерам на их фермы и окажется, что стройные ряды фермеров далеко
не такие стройные, кто-то реально "парится", а кто-то "забивает", а то и
просто перепродаёт обычное под "фермерской" вывеской. Но важно то,
что покупая в супермаркете, мы финансируем систему бесправных
мигрантов у себя под боком, преступных работодателей, нежелающих
соблюдать ТК, которых даже не знаем, и как следствие, возможно, и
откровенных бандитов. В Москве бабушка у метро может перепродать
зелень из той же базы, что и супермаркет. Но в результате наша покупка
будет всё равно "экологичней". Это более по-соседски, чем если вас
обслужит мигрант, ютящийся в общежитии, потому что не в ладах с
отцом, который окуривает для нас изюм у себя на родине. А нам-то
самим нужен такой сервис? Вот какое мышление мне хотелось бы
привить.