Никита Бесогон и Кали-юга

Mar 20, 2011 14:23


Кстати, на счет "наказания" японцев. В индуизме в конце каждого периода истории человечество портится. И Шива в свой пляске уничтожает мир, чтобы потом возродить его вновь. Вот текст Махабхараты:

"Все это чудо свершилось впервые во время гибели вселенной, о лучший из царей, тигр среди потомков Ману! Считают, что Критаюга длится четыре тысячи лет. Столько же столетий занимает ее становление и столько - угасание. Третаюга продолжается три тысячи лет. Столько же сотен лет приходится на ее становление и столько же - на угасание. Продолжительность Двапараюги - две тысячи лет. Ее становление и закат длятся по двести лет. Калиюга продолжается тысячу лет. На ее становление и закат приходится по сто лет. Обрати внимание на равную продолжительность периодов становления и угасания юги. По окончании Калиюги вновь начинается Критаюга. Общая продолжительность (четырех) юг - двенадцать тысяч лет. Полная тысяча (юг) составляет день Брахмы. Когда все мешается в обиталище Брахмы, мудрые, о тигр среди потомков Ману, говорят о гибели миров.


На самом исходе юги, последней из тысячи юг, все люди, о бык среди бхаратов, становятся лживыми. В то время, о Партха, соблюдается лишь видимость жертв, даров и обетов. Брахманы занимаются тем, что положено шудрам, а шудры в конце юг наживают богатства или следуют дхарме кшатрия. Во время Калиюги брахманы отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят что придется. Брахманы не творят молитв, в молитвы погружены шудры. Если (все) в мире идет вопреки установленному - это предвестие гибели.

Число живущих в конце юг умножается, о тигр среди потомков Ману! Все запахи, о владыка народов, становятся неприятными, а вкус (пищи) - отталкивающим, о тигр среди мужей! На исходе юги, о царь, женщины делаются низкорослыми, извращенными и производят на свет многочисленное потомство, пренебрегая добропорядочностью и достойным поведением. Селения покроются частоколом сторожевых башен, перекрестки дорог - трезубцами Шивы, а у женщин в конце юги, о царь, волосы станут как пики.

И вот на исходе тысячи юг, о великий царь, начинается многолетняя засуха - наступает конец жизни. Обитающие на земле живые существа, изголодавшиеся и немощные, гибнут одно за другим, о владыка земли! Семь пылающих солнц выпивают всю воду морей и потоков, о властитель живущих! И дерево, и трава, и сухое, и влажное - все обращается в пепел, о бхарата, бык среди бхаратов! Затем, о бхарата, на мир, иссушенный солнцами, с вихрем обрушивается пламя конца света. Разоряя землю, проникая в саму преисподнюю, оно вселяет великий ужас в богов, демонов-данавов и якшей. Сжигая мир демонов-змеев и все, что есть на земле, о хранитель земли, (огонь) в один миг губит подземное (царство). Безжалостный ветер и это пламя конца света разом уничтожают (пространства) в двадцать йоджан, (и это повторяется) сотни, тысячи раз. Сильный пылающий (огонь) пожирает вселенную вместе с богами и асурами, гандхарвами и якшами, демонами-змеями и ракшасами.

Тучи сгущаются, прорезаемые пучками молний; мрачные, с ужасающим грохотом заволакивают они свод небес, о великий царь, и, переполненные водой, заливают всю землю с ее горами, лесами и копями. Зловеще грохочущие тучи, гонимые Всевышним, быстро затопляют все вокруг, о бык среди мужей! (Они) извергают на землю могучую, грозную лавину вод, ужасную и безжалостную, и гасят огонь. Влекомые тем, кто велик душою, двенадцать лет наплывают тучи, изливая потоки воды. Наконец, о бхарата, океан выходит из берегов, рушатся горы, раскалывается земля. Тучи, покрывавшие весь небосвод, внезапно рассеиваются, гонимые порывами ветра, и тогда, о бхарата - владыка живущих, Самосущий, бог, что обитает в первозданном лотосе, выпивает тот страшный вихрь и погружается в сон."

Махабхарата, книга третья, глава 186.

Этот текст ведь никого не раздражает?

Михалков по сути говорит о том же самом, только на православный лад. У человека яркий мифологический тип мышления, который современные журналисты со своим наномышлением секулярным сознанием принять не могут.

И хотя мысль Михалкова совсем не глубока сама по себе, персонажи типа Канделаки даже ее понять не в состоянии. Михалков говорит, что все эти события - это вроде горькой пилюли, которая дается человечеству для выздоровления, чтобы оно задумалось о духовном, о каком-то внутреннем измерении, которое есть в каждом человеке. Он смотрит на историю через эту призму. Нормальный такой религиозный подход. Стандартный.

Журналисты же трактуют это в самой примитивной проекции - человечество (и конкретно японцы) оступили от некого закона, регламента, за это получили по башке. Т.е. переводят события в правовое поле из терапевтического. Японцев типа Бог покарал за что-то. В то время как речь идет о толчках для движения человечества в каком-то духовном пространстве. И правовая проекция этого является самой примитивной из всех возможных.

И если уж серьезно пытаться разобрать позицию нашего Бесогона, то скорее надо говорить о том, что проблемы проистекают, когда Никита Сергеевич начинает путать причину со следствием. Он неявно полагает, что Богу необходимо предпринимать какие-то действия, чтобы заставить человечество задуматься о духовном. Тут будет уместней всего вспомнить Аристотеля (на котором построен весь Фома Аквинский и огромный пласт христианского богословия), и концепцию вечного двигателя, который все приводит в движение, сам оставаясь неподвижным. И христианская идея заключается в том, что мир устроен так, что душа человека, находясь в мире, сама стремится к Богу. И такие события как стихийные бедствия и т.п. могут ее к Нему подталкивать, однако, это не значит, что у Бога есть необходимость эти события специально устраивать. Они в мире происходят сами по себе.

Михалков, видимо, ощущает какую-то духовную проекцию происходящих событий, однако с христианским богословием или Аристотелем знаком по всей видимости плохо. И поэтому выражается как может. Но реакция общественности на его слова говорит о том, что остальные с этой областью вообще не знакомы.
Previous post Next post
Up