Оригинал взят у
feen_morgana в
Будденброки Томаса Манна в РАМТе. Режиссер Миндаугас Карбаускис Про "Будденброков" писать сложно. Я никак не могу прийти в себя после второго действия, опомниться от того, что творит на сцене Исаев. Как сказала моя подруга: "Совершенно непонятно, как у Исаева выдерживает сердце и почему возле театра не дежурит скорая". Невозможно... третий день не могу собраться с мыслями..
"Будденброки", наряду с Волшебной горой - мой любимый роман Томаса Манна. И я никак не могла представить - как можно перенести на сцену этот неподъемный текст. Эту жизнь, которая катится медленно бурлящим потоком, Жизнь, наслаивающуюся пластами. Как можно ПОКАЗАТЬ?
Можно. Миндаугас Карбаускис сделал это виртуозно. Так просто... Появляется Консул - Андрей Юрьевич Бажин, так просто и легко... "...говорил консул Будденброк своей дочери Тони в 1845 году" (с) - и жизнь потекла. Три часа сплошного манновского текста, три часа восхитительной актерской игры, три часа непрерывной музыки. Три часа зритель находится в храме. То ли в лютеранском, то ли театральном - не суть.
Я давно мечтала попасть на этот спектакль, но ребенок еще слишком мал для Томаса Манна и я боялась, что он не осилит, не досидит до конца. Но жизнь - штука интересная. Лучшего Кешкиного друга и одноклассника Даню Донского взяли в спектакль на роль Ганно. Ну как тут не пойти - не увидеть лучшего друга на сцене РАМТА? Скажу сразу - ребенок в восторге, ребенок влюблен в Санькову и "мы будет ходить на Будденброков всегда!" (с)
Самое большое наслаждение - это текст. Текст, виртуозно обыгранный, виртуозно поданный. Текст, с которым живешь и которым упиваешься. И при этом - какая изумительная актерская игра! все без исключения гениальны! Консульша - Ларисы Гребенщиковой - Марлен Дитрих периода Нюренбергского процесса - прекрасна! Это изысканное достоинство, тихий голос, царственные интонации. И какая страшная смена - когда "Я же умираю" - и Консульша Будденброк внезапно появляется совсем-совсем другой. Нет ярко-красной помады, нет черного брючного костюма от Книже, нет высоких каблуков - все это теперь у дочери, у Тони.Просто "Я умираю".
Как страшно поставлены и сыграны все смерти в спектакле. Все эти бесконечные смерти - угасание семьи, исчезновение с лица земли. А все почему? "Потому что радости мало". Долг, деловая хватка, совесть. Самое главное - долг перед семьей, перед славным именем Будденброков. Этому подчинено все - все жизни, все судьбы. Поломанная судьба Тони. Как всегда в романе меня раздражала Антония.И в то же время, я понимала ее как никого другого. Каждое движение взбалмошной суматошной души. Каждое глуповатое тщеславное слово. Бедная маленькая Тони. От Даши Семеновой невозможно оторвать глаз . Как она движется,как с грацией котенка внезапно садится на пол, или так же легко вскакивает. Как заедает любую горесть - супом ли из фарфоровой супницы, чаем ли, медом, который намазывает ей на хлеб мать. Какая изящная, легкая и в то же время несгибаемая прекрасная Антония!
Андрей Юрьевич Бажин, наверное в прошлой жизни был славным немецким бюргером. Это невозможно прекрасно. Оплот и столп, на который опирается вся семья. Как же он мог так ошибиться с Грюнлихом? как винит и казнит себя, каким виноватым выглядит перед дочерью, а в то же время- достоинство не теряется ни на унцию!А эти невероятно виртуозные перечисления приданых, состояний, сотен тысяч марок. А все в пустоту. Потому что радости мало... как страшно уходит в небытие. С таким же спокойствие и величием, как жил. Красный шарф,который повязывает на него Консульша - уже знак оттуда, не из этой жизни.
Христиан Виктора Панченко потряс до слез. Боже мой! До чего виртуозно, пронзительно, больно! Как же жалко его - этого насквозь больного, изломанного глупого человека. С его любовью к театрам, актрисам. мотовству и незаконнорожденной дочерью. Ведь ему нужны, очень нужны эти серебряные вилки и сервиз из маминого наследства. Он же хочет жениться, он тоже хочет как все. А не получается. Радости мало.. Панченко второго акта страшен невообразимо. Сил нет смотрет сцену между братьями по смерти матери. Каким мощным, огромным, изумительно виртуозным оказался здесь Панченко! Спасибо, Виктор!
Про Илью Исаева писать сложнее всего. Хотя казалось бы..Но это просто больно вспоминать.
Томас Будденброк, наследник дела деда и отца, ревнитель семейного имени. Консул, а потом и сенатор.. Казалось бы - человек добился всего. А почему же так тошно, так отчаянно страшно смотреть на его муки? Дела фирмы идут к упадку, торговли нет. Господь, конечно, не отвернулся от нас, но... сумасшедший брат, несчастливая судьба сестры, смерть матери. Вроде бы - счастливый брак и сын - Ганно, наследник! а почему же так страшно, так мучительно больно... радости мало. Как же прекрасен Исаев во втором действии! Это махина, этот АКТЕРИЩЕ невероятной мощи и силы. Не знаю, почему не случаются в зале истерики ближе к финалу - я лично была на грани.Сцену, когда он кричит на сына - смотреть реально страшно. Не понимаю - как Данька играет с ним, мой маленький тихий Данька! Он тоже - настоящий Будденброк. Стоит этот клоп -Ганно спиной к залу, мы и лица то его до финала практически не увидим. Отец бешено кричит ему в лицо разные неважные вещи :"Опусти руки, подними голову, не смей плакать!" Яростно кричит, имея в виду совсем не это,совсем другое. И по этой детской спине видно все. Ребенок просто играет спиной. Это так страшно - это маленькая спинка, затянутая в белый шелк фрачного жилета, эта опущенная голова - и слезы - они не угадываются, они просто есть. Страшно кричит на Ганно Томас Будденброк, вовсе не имея в виду "Не смей плакать" .Совсем про другое хочется ему кричать. Что фирма идет к упадку, что семья практически разорена, что брат сумасшедший, сестра не устроена, жена чересчур холодна, а сын - наследник... играет на фортепиано Баха и Моцарта. Он не будет коммерсантом, не продолжит дело семьи, а значит - ему незачем жить, значит Будденброки исчезнут. Вот про это кричит Томас. Ведь радости мало...
Герда Оксаны Саньковой ЧУДОВИЩНО прекрасна! За весь спектакль - ни одного слова. Только царственная осанка, идеально прямая спина, а на голове не прическа - это корона, ей Богу. Снежная королева. За пианино, на церковной скамье, под руку с мужем в ратуше - не единой эмоции. Эмоция появляется только раз - и отнюдь не после смерти сына и мужа, а именно когда Томас кричит на Ганно. Чувство появлется , появляется порыв вскочить и защитить своего птенца, но тут же гаснет под маской ледяной пристойности. Как же волшебно прекрасна Оксана Санькова, не сказавшая ни слова за весь спектакль. Браво!
Грюнлих Дмитрий Кривощапова мерзок до ужаса. В этих своих жутких очочках с цветочком в руках и глумливой ухмылкой...Как же жалок он, как отвратителен. наверное все же мы смотрим на его глазами Тони. И как жалко его становится, лишь только начинает рыдать. И какая разительная перемена после известия, что Консул не будет помогать ему пережить банкротство. Какой расчетливый, подлый ледяной мерзавец. Обожаю Диму Кривощапова. Вершина,просто вершина! Господин Перманедер в его исполнении как-то поспокойнее,все же не мерзавец, просто обычный обыватель-идиот. А чего только стоят перескакивания с букетиком через стол! Грешные магистры, КАК он это проделывает?
И, конечно же -самое важное Я шла на спектакль, зная прекрасно, что Иду будет играть Татьяна Матюхова. Я смотрю нас цену и не узнаю, не вижу свою любимую Синеглазку из Незнайки. По сцене стремительно и бесшумно придвигается сухонькое горбатое существо. Тихое-тихое.. то там пошуршит, то полы подотрет, то пиджак сенатору отпарит. И все время на серебряный звук колокольчика, в самые страшные для семьи минуты - появляться Ида с подносом. То фарфоровый кофейник, то чайные чашки, то изящная супница. Серебряный колокольчик, лиможский фарфор и Ида.. Татьяна Матюхова -удивительна, невероятна, гениальна!!! А какие у нее музыкальные руки! Когда Ида дирижирует семьей ли, церковным хором ли, судьбами ли персонажей - понимайте как хотите - возможно ли забыть эти скупые царственные жесты настоящего дирижера, возможно ли забыть эти музыкальные пальцы и ладони? Мое самое сильное потрясение за последний театральные год - это именно Татьяна Матюхова. Простить себе не могу, что был только один букет. Больше такого не повторится.
Казалось бы, что нынче нам Гекуба? Почему Будденброки - это так далеко...Но нет - это про нас, нынешних и сегодняшних. Про суету, быт, дрязги, деньги... а зачем это все, если радости мало?
Фотографии Евгения Люлюкина, Дениса Жулина и с сайта театра