Большинство современных ученых, насколько я знаю, нерелигиозны. Тем больший интерес вызывают те из них, кто принадлежит меньшинству. Особенно если это не рядовые труженики науки, а выдающиеся деятели, снискавшие, так сказать. Из таковых мне известны лишь двое - Михаил Кацнельсон и Артем Оганов. Первый православный (да-да), второй католик (впрочем,
(
Read more... )
Comments 93
Reply
Reply
Reply
Обычное понимание - примерно "следование в жизни религиозным нормам".
https://ya.ru/search/?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&lr=10115
Reply
Оганов разрешил поставить свой портрет на этикетку пива. По-моему, это достаточная рекомендация.
Reply
Reply
В Израиле легче идентифицировать религиозных людей, - они кипу носят. И они, конечно, меньшинство, но уж не то чтоб пренебрежимое. Я думаю, что среди математиков большинство - неоплатоники (уж больно разумно устроенной получается наша наука, в отличие от какой-нибудь биологии или химии :-). Кто из них (нас :-) "прибивается" к какой-то канонической религии, а кто ухмыляется в усы, - отдельный вопрос.
Но вы подняли на щит вопрос о нравственности как свидетельстве божьего промысла. Идеи об эволюционном преимуществе того или иного коллективного поведения - не новы, и я не хотел бы влезать в детали (очень поучительно почитать про "ген альтруизма" у стадных животных). Давайте сфокусируемся на том, что дано нам с вами (ну, может, и не лично-конкретно, но примерно-предметно) в ощущениях. Вообразите себе мысленный эксперимент: вам надо утопить котёнка. Усложню задачу: не просто засунуть котёнка в мешок, завязать и бросить в пруд, а свернуть ему шею или, хуже того, отрубить топором голову (вспомним Мильчакова). Выберите один из трёх возможных ( ... )
Reply
Reply
Немного забавно, что вы воспроизвели еврейскую доктрину "пикуах нефеш", "угроза жизни". Краеугольный камень иудаизма - Закон (Тора), который надо соблюдать. В самом концентрированном виде это Декалог, Галаха перечисляет 613 заповедей, а праведный еврей (талмид хахам) всю жизнь изучает тонкости того, как именно надо толковать и соблюдать эти заповеди.
Но эти заповеди не высечены в граните абсолютны. Если возникает угроза жизни, то можно и день субботний нарушить, и свинину съесть (если больше нечего), и человека убить. Если надо. Казалось бы, тот же самый вопрос, - что значит "надо".
Еврейские мудрецы дают такой ответ: если надо для спасения жизни (своей или чужой) - то можно нарушать Закон. Но если этого от тебя требуют в качестве жеста богоотступничества - то нельзя. "Или мы тебя сожжём, или ты отречёшься от своего Бога и в доказательство съешь этот кусок сала" - ничего не поделаешь, надо на костёр.
В примере с котёнком вопрос надо переформулировать так: что вы выберете, если вам надо доказать собственными действиями, что бога нет ( ... )
Reply
Вот за это я точно не возьмусь. Бог это не последнее число-близнец, чтобы доказывать или опровергать его существование.
Reply
Чушь пишете. Достоевский был в важном смысле прав. Можно переписать на светский язык: "без внутреннего морального чувства, на одном взаимодействии интересов и наказаний по теории игр, общество получится гораздо более страшным чем есть сейчас". И это в общем очевидно. Если сильная группа поработит слабую, кто их за это накажет, а? Кто остановит? Были рабовладельческие общества гораздо более продвинутые чем павианья стая, с математикой философией итд. А вот чтобы продвинуться дальше этой стадии, победить рабство, взаимодействия интересов недостаточно. Нужно моральное чувство. Одним из источников которого (мб не единственным, но важным) исторически была как раз религия.
Reply
Религия конечно была и остается источником разных чувств. Но выдавать ее за источник морали - безосновательно.
Reply
Reply
Reply
не первый такой афоризм появляется - было же:
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
Reply
Reply
Интересно, есть ли марксистские черты у религии.
Reply
вопрос в первичности, так как религия существовала до марксизма, то обратное влияние невозможно.
Reply
Leave a comment