Интернет-версия игры "Пни меня".
Знакома ли вам такая ситуация?
На форуме или в блоге происходит обсуждение какого-либо вопроса. Появляется участница, скажем, Ольга, и немедленно начинает раздавать наставления, рекомендации и поучения. Все это может сопровождаться обилием смайликов.
Приведем реальные примеры таких высказываний.
Ольга:
"Для начала было бы неплохо научиться правильно различать: где хорошее, где плохое, так сказать, отделять зерна от плевел... :-) "
или
"А чтобы действительно научиться чему то, надо иметь расположение и стремление к научению...Пока же в теме наблюдается лишь устойчивое стремление к расслаблению... и духовному и физическому... :-) "
или
"Странно, но похоже внимать моему рассуждению Вы просто не хотите, а почему так происходит, увы, не знаю...И вопрос этот, скорее к Вам, а не ко мне...Ну, не хотите - воля Ваша...вольному - воля, спасенному - рай...» :-) "
Некоторые рекомендации заканчиваются фразами типа: "Помоги Господь вразумиться! :-) ", что подразумевает, что этому участнику кроме Господа уже никто не поможет.
Подобные стимулы порождают закономерную реакцию других участников темы:
Анна:
"Я читаю ваши посты и они мне напоминают ответы автоответчика. Вы стоите на пьедестале и всех поучаете свысока. Вы часто пишете очень правильные вещи, но они остаются не воспринятыми, потому что в них нет сердечного расположения и живой души."
Часты также значительно более резкие высказывания в стиле "Прекратите наконец учить меня жить!".
Характерные ответы Ольги на подобные высказывания:
"Просто у каждого свой стиль писать на форуме, простите, если Вам мой не пришелся по вкусу, но насчет поучения - это, скорее всего, ошибочность личного восприятия, возможно, несколько пристрастное отношение, навеянное чужими мнениями... Главное ведь суть, а не форма изложения, И если вещи правильные - то какая разница, как и кто их пишет... :-) "
или
"Причина страданий человека не вне его, а внутри - в страстях, затаившихся в его сердце...если человек бесстрастен, то никакие наезды, оскорбления, обиды и укоры его не заставляют страдать, он просто все покрывает своей любовью... :-) "
Затем цикл повторяется заново, как в данной теме, так и в других.
Проанализируем трансактный стимул, посылаемый Ольгой участникам темы.
Внешне он иногда выглядит как посыл из Взрослого эго-состояния во Взрослое же эго-состояние собеседника ("А чтобы действительно научиться чему-то, надо иметь расположение и стремление к научению"). Происходит передача информации. Но обилие смайликов указывает на детский характер высказывания, обращенный также к Ребенку собеседника. Поэтому правильнее данный стимул считать стимулом от Ребенка к Ребенку.
Но что же происходит на психологическом уровне? На психологическом уровне, безусловно, это трансакция из Родителя к Ребенку собеседника. Иногда это прорывается наружу в очень явной форме ("Странно, но похоже внимать моему рассуждению Вы просто не хотите..."). Данный стимул показан на рис. 1.
Рис. 1
Поскольку при наличии скрытой трансакции исход определяет именно психологический уровень, ответная реакция осуществляется из Критического Родителя собеседника к Ребенку Ольги, образуя пересечение трансакций по типу «Скандал» (см. рис. 2).
Рис. 2
Иногда ответ может социально находиться на уровне Взрослый-Взрослый, как во внешне неэмоциональном ответе Анны, но психологический уровень в любом случае подразумевает трансакцию Родитель-Ребенок.
Ольга обесценивает полученный ответ, отрицая свою ответственность за негативные эмоции участников. Ведь иначе ей придется прервать игру. Этап обесценивания плавно перетекает в новый виток игры, возвращая нас к рис. 1.
Проанализируем роли в этой игре.
На первом шаге Ольга выступает из роли Преследователя, пребывая в Критикующем Родителе. Иногда верх берет Спасатель (Заботливый Родитель). Собеседник, не желая принимать навязываемую роль Жертвы (Адаптивный Ребенок), переключается на роль Преследователя, высказывая Ольге свое недовольство.
Вероятно, в этот момент Ольга испытывает рэкетные чувства смущения и огорчения. Однако она быстро избавляется от них при помощи обесценивания и игнорирования доводов собеседника и возвращается к ролям Преследователя или Спасателя.
Что же будет, если собеседник отреагирует на стимул не из роли Преследователя, а из Жертвы? Ничего. Ольга продолжит посылать трансактные стимулы другим участникам темы в неосознаваемой надежде вызвать скандал в ком-нибудь другом.
Рис. 3
Смысл этой игры состоит в сборе «пинков» от раздраженных собеседников, поэтому ее следует отнести к разновидности хорошо известной психологам игры «Пни меня». В эту игру порой играют люди, получающие в детстве лишь критику и упреки от родителей и привыкшие именно к такому проявлению внимания в свой адрес. Другой возможный вариант - установка на стремление «пострадать за чистоту веры», даже если первопричиной такого страдания является сам игрок.
Что делать.
Для начала осознать игровой паттерн. Когда игра стала очевидной, становится понятным и выход из нее.
К счастью, на форумах и блогах никто не требует непременного продолжения диалога, поэтому игровые стимулы в свой адрес можно просто игнорировать, либо просто не отвечая на подобные сообщения в свой адрес, либо кратко и скупо отвечая на уровне Взрослый-Взрослый. Во втором случае велика вероятность, что игроку просто надоест провоцировать Вас и он попытается найти более доступную жертву.