Новогодняя Эфиопия

Jan 26, 2014 16:23


Эфиопия страна, живущая в своем ритме, понятном только ей.
В календаре эфиопа 13 месяцев, а общее отставание от общепринятого календаря почти на 7 лет. На 5.01.2014 общемирового времени в Эфиопии было 27.04.2006. Но не надо называть четвертый месяц апрелем.
Здесь два времени:
English time - меньше Мск на 1 час зимой и ровно такое же летом
Abession time - меньше Мск на 6 часов
Все живут по двум часам. Я как-то спросила:
- Во сколько вы открываетесь?
- В час ночи?
- ???
- А! В 7 утра!

Со всеми пересадками до Гондора добирались сутки. Прилетели усталые и замученные. По ходу перелетов и пересадок спали где придется, но уже по пути к заселению счастливо смотрели из окна трансфера и пытались немного адоптироваться к жизни Эфиопии - мулы, люди-попрошайки, рыночная суета.
Кинув вещи и поспав пол часа мы пошли гулять. На улице было непривычно жарко, мы шли через населенные красивыми людьми кварталы, заглядывали в окна их лачуг, за их заборы, дивились их письменам на станах домов. В итоге, мы пришли к церкви Debre Birhan Selassie Church.


Сразу скажу, что преимущественно в Эфиопии православная вера, поэтому, в теории, нам данные церкви и их обряды должны быть понятны и близки, но произошло скорее наоборот. Если лень читать о различиях русской и эфиопской церквей, то можно посмотреть программу М. Кожухова, где он в трех словах рассказывает основные различия:

Церковь Debre Birhan Selassie Church впечатлила по нескольким пунктам:
Росписи на стенах действительно схожи с нашими по расположению, по сюжетам (а как иначе! Вера-то одна!), но у меня до последнего скалывалось впечатление карикатурности и одной большой шутки: герои всех сцен заменены на темнокожих людей с черными кудрявыми головами, множество ангелочков, которые смотрят на тебя с потолка также курчявые и с крупными темными глазами. Славянского в них не на толику! Вот, что делает сила стереотипов.

Потолок

(с) Кочкина Ольга





Но на восточном фасаде с внешней стороны я обнаружила три иконы, а на них белые люди. Я обрадовалась. Побежала. Да, белые. Да, люди. Только это распечатанные баннеры, напечатанные в ужасном разрешении. Иногда эти же баннеры украшают красивыми бархатными тряпочками. Не знаю, знакомо ли им слово «иконописец», но, по-моему, они и без него не плохо обходятся. Иногда иконы заменяют рисунки на ватмане. К ним тоже прикладываются.




В первый же день стали знакомиться с местной кухней. Я заказала shiro inzhira.


Мне не понравилось. На вид это серая губчатая огромная безвкусна лепеха с различными, как правило, острыми, соусами к ней.
Поистине оказались вкусными помидоры и красный лук. Этими продуктами мы объедались до живота!
Местный алкоголь мне тоже не понравился. Местные пьют тедж - это вино на основе меда, еще можно найти африканское вино, но оно тоже не отвечает моим вкусам.

(с) Кочкина Ольга

В один из дней мы перебрались в Дебарк, где я впечатлялась рынком. Торговые лавки сделаны как мини-сцены, на которых сидит продавец и предлагает товар. Меня покорил перец. Из далека перец как перец но проходя мимо перца, ты еще не можешь минут 20 прокашляться. Еще там  обилие развалов пластиковой обуви, там же можно купить соль напрямую у солеваров и просто восхититься обилием товаров и симпатичными малышами-карандашами.




За день до трека в Симеины, мы зарегистрировались в офисе Национального симеинского парка,
взяли скаутов, мулов и пошли в горы. Есть несколько правил Симеин: на каждые 6 человек группа должна брать 1 скаута, у которого есть ружье и он мужественно будет защищать вас от животных и местных попрошаек. На каждого мула можно повесить не более 40 кг, поэтому все рюкзаки были на нас, а палатки, горелки, газовые баллоны и прочее общее барахло на муллах. Наша задача пройти 25 км, не устать и отметить Новый год. Километры мы кое-как одолели, но не устать не удалось, поэтому нас хватило только на то, чтобы сварить суп в кромешной тьме, намазать на крекер красную икру, обменяться подарочками и бежать в спальники! Сон - лучший подарок за год уставшего человека!
По поводу сна. Ночью нас охраняли наши же скауты. Еще не успев заснуть, мы услышали, что они роются в наших вещах. Естественно, мы стали громко возмущаться и подозревать их в том, что они роются в наших вещах. У нас произошел такой диалог «Кто здесь?» - «Санта!» - «F*ck, какой еще Санта?». Оказывается, эти милые люди просто прятали получше наши рюкзаки, что бы никто ночью из животных и людей не смог на них покуситься. Пришлось вылезти из теплого спальника и прятать вещи.
Самое обидное, что половину пути мы шли вдоль дороги, то есть была возможна заброска, которой мы не воспользовались, соответственно, мы потратили больше сил, чем могли бы. На пример, до Буйт Рас мы могли бы преспокойно доехать. Это не сожаление, это скорее совет, если вдруг кто-то соберется идти тем же маршрутом.
Из Санкабыра мы шли в сторону Гича (Geech, 3420). Это небольшая деревушка, от которой мы добирались идти в радиальный выход на Имет Гого (3926 м).  Идти из Санкабыра порядка 12 км, но эта дорога далась крайне тяжело. Кто-то пал с температурой, кто-то вернулся без сил и сознания. Я вспоминаю этот отрезок как крайне тяжелым, но весьма красивым. Подходя вечером уже к самой деревне, на нас напали дикие дети с очередными просьбами. Кроме негатива они ничего не вызвали,  но, когда пройдя дальше, я обернулась что бы посмотреть как там моя группа, я увидела красивейший закат, рядом эфиопские конусные дома-шалаши. Мягкий свет, который расслабляет и дает сил идти дальше.
И на этой высоте начались кусаче-холодные ночи. Температура падала до хорошего минуса, что вода, крема замерзают до состояния камня.
А вот утренние сосули на палатке:

(с) Кочкина Ольга

Немного о детях и их просьбах:
Эфиопские детки мне напоминали все разом льва из мультика «Мадагаскар», когда тот был голодный он во всем видел кусок мяса, так вот детки всегда обращались к тебе предметно:
Hello, plastic! - эфиопы во многом живут за чертой бедности и они многие предметы адаптируют под что-то иное, вот например, пластиковые бутылки.
Hello, photo! - они любят, когда их фотографируют и показывают на экранчике фотоаппарата.
Hello, T-shirt! - финансы поют романсы, поэтому они просят одежду.
Hello, pen! - им надо чем-то писать в школе










(с) Кочкина Ольга

Оставив лагерь в Гиче, мы пошли на радиальный выход на плато и восхождение на Имет Гого. Красивые виды на великий африканский разлом. Ты проходишь мимо коротышек-пальм, идешь к поселениям гелада бабун.

Они дают себя рассматривать на расстоянии несколько метров, ближе нет. Эти негодяи ломают эти самые пальмы и едят из них мякоть.

На восхождении я словила тепловой удар. Ночью мне было не заснуть. Заснула под утро и тут-то я поняла, что голову с импровизированной подушки в моем спальнике мне не поднять. Она бетонная. Тут-то все стало на свои места. В общем, на этом мой и Олин трек закончился. У меня удары, у Оли горная ангина. Нам «хорошо». Мы снялись с маршрута.
Я помню, что я легла на свой рюкзак и была не в состоянии понять что делать. Все получилось только благодаря Оле. Она сказала, что нам необходимо к врачу. Нам надо к врачу в близлежащий город и желательно пониже, потому как чем ниже ты находишься, тем быстрее проходят болезни.

Что мы имеем
Три человека: Я, Оля и Влад, который мужественно сопровождает нас в каждом нашем неуверенном болезненном шаге. Плюс с нами скаут Айюлю, без которого мы не имеем права находится на заповедной территории. Мы среди гор, песка и пыли. Иногда мы встречаем мулов и погонщиков.
Наша цель
Как выяснится позже - как можно больше узнать об эфиопской медицине. Но, первоначально, нам троим и Айюлю необходимо попасть в Гондор, это желаемый город и, в конце концов, вылечиться двум больным девушкам, а Владу с нами не сойти с ума.
План действий
Выйти к дороге, поймать машину и стопом доехать до ближайшего города Дебарк. Из Дебарка в Гондор. В каждом из обозначенных в плане пунктов много-много «но».
* Выйти к дороге. Ближайшая дорога в 4х часах ходьбы. Ходьба и вверх, и вниз, и по сыпухе, и по камням. T наших болезненных тел была слишком высока, что не давало физической возможности идти, поэтому через короткое время после начала спуска к дороге я и Оля пересели на лошадей. Иногда у  меня пропадали силы что бы просто держать поводья. В какой-то момент помню, что меня сбоку поддерживал скаут. Видимо,  со стороны выглядела ужасно непотребно. Вуаля! 4 часа после начала движения мы прибыли к дороге.
*Поймать машину и ехать стопом. На всю Эфиопию 1,5 машины, поэтому этот план изначально казался сложным, но после предлительного ожидания нам повезло поймать машину. За время ожидания мы успели «починить» эфиопскому мальчику ногу. Я непросто так это написала. Я надеюсь, что мальчик поправился, но там было такое мясо, что еще чуть-чуть и пойдет заражение крови. Это к вопросу об эфиопской медицине.  Как лечатся люди? - Да никак! К машине… Машина попалась с открытым кузовом и за 400 бырр (это огромные деньги по эфиопским меркам = 800 р) доехать до Дебарка. Ехали мы в багажнике час, может больше, поэтому, когда приехали мы были похожи на песчаных людей. За время этой поездке я поняла, что болеть это даже весело. У меня не было сил рассуждать вслух на тему как же это круто, но настроение мое поднималось





* Переезд в Гондор. Благодаря Владу в Дебарке мы долго не сидели и нам повезло попасть на localbus и через пару часов оказаться в Гондоре. Помню, что я сидела у окна и крепко заснула, когда я выходила из автобуса я поняла, что у меня на лбу огромная шишка, которую я набила за время пути о ручку на форточке.Миссия выполнена - мы в относительной безопасности, но тут-то все самое интересное только началось! Хорошенько намывшись, мы с Олей легли спать. Заботливый Влад побежал нам за лекарствами, градусником, потому что наш взорвался в палатке от жары на улице, и купил его где-то на окраине города за 10 долларов. Это я все веду к вопросу об эфиопской медицине. И, опаньки, температуры-то нет!

Проснулась я в 5:30 бодряком, болезни ни в одном глазу. Пошла стирать вещи. Проснулась Оля. День задался как обычно. Мы пошли с Олей прогуляться, пошли обедать. И вот тут-то все и случилось. После обеда температура тела стала расти как на дрожжах. К вечеру ситуация не поменялась, температура все росла и росла. Мы приняли решение, что поедем к врачу, к которому решили вчера не ехать. Влад нашел нашу общую страховку. Но наш вопрос к «компетентным» эфиопам, что нам делать: вот страховка, куда бежать и что делать? Они сказали нам, что понятия ничего не имеют про страховки и могут позвать местного целителя, который лечит корешками чудодейственных растений. Мы сказали, что нам нужны документы и печати на них, что бы мы могли потом возместить расходы на лечение. На нас смотрели как на идиотов, но согласились. Короче, повели нас в частную клинику… Я иду и думаю: «Ага, частная клиника. Сейчас увижу «Меди» не меньше». Сейчас я ржу, вспоминая КУДА нас реально привели: земляные полы в палате, стены из картона, капельницы на грязных стенах… Мы с Олей взвыли и убежали, только пятки сверкали.




Нам сказали, окей, есть вариант другой - самая лучшая клиника в Африке, городской госпиталь, но ехать далеко! Минут 10! Что делать, собрались в далекий путь - вызвали рикшу. Опять думаю, что увижу белоснежный кафель, приветливых врачей… F*ck! Опять земляные полы и какие-то очереди из людей на улице. Влад побежал договариваться о том, чтобы нас приняли. Нас приняли. Медицина оказалась бесплатной! На наши страховки никто не посмотрел, даже не спросил с нас взяли 20 бырр только за оформление документов.
Но, как говорится «и даром не надь». Это не больницы - это организация по ускорению биологической смерти: грязные стены, капельницы сомнительного качества, 1 кушетка на целую очередь с хвостом на улице, катают трупы… Со мной стал говорить врач. Во-первых,  долго въезжала в его английский, потом вроде привыкла. Говорила с ним достаточно развернуто. Он спросил где и кем я работаю и прочие общие вопросы. В какой-то момент он стал мне оказывать внимание, трогая под столом ногой. Я напряглась.
Я рассказала ему, что 2 часа назад у меня была температура 38,2, он спросил, а кто мне это сказал? - Градусник! - У Вас есть градусник?! - Да! И я даже знаю, что у меня тепловой удар! Тут я не знала, что делать. Этот бьющий под столом меня врач и его коллеги сложились пополам и стали ржать. Я растерялась и не понимала, что мне делать. Как выяснилось позже: эти эфиопские врачи просто не могли поверить, что солнце может нанести вред человеческому организму. Кто не понимает, то темнокожему человеку солнце действительно не навредит так, как белокожему. Потом мой доктор признался, что он вроде как читал об этом в каких-то учебниках. Короче, после данного я покинула это учреждение. Я просто повеселила медиков. Я пожелала прилететь им в Россию и получить обморожение.




Это 2 мои медицинские карточки. И там и там написано Шурпо Наталья, только в первом случае на ахмари.




После видов больниц болеть перехотелось еще больше, но мой иммунитет думал как-то иначе. В тот момент, когда я, Оля и Влад устраивали экскурс по больницам, наши друзья сидели в ресторане и наслаждались какой-то прекрасной рыбой, но у меня не было какого-то сожаления. Я понимала, что только здесь и сейчас я переживу такой опыт.
К ночи лучше не стало. И ночью мне снилось, что я умираю, что я возношусь под церковную музыку. Я проснулась в страхе, но музыка была в ушах. Я стала себя трогать за руки и ноги и понимала, что я теплая и реальная, но музыка все равно звучала. Мне стало страшно не на шутку. Потом я сообразила, что это Рождественская ночь и все православные церкви Гондора сейчас ведут свои службы. С этим осознанием я переродилась!

В этот день мы перебрались в Лалибелу. Весь город в Рождественском настроении, миллионы паломников, туристов. Жутко, но очень интересно. На этих рождественских службах можно увидеть четкое различие с нашими службами, люди в толпах начинают петь спонтанно песни, танцевать. По-моему, круто!

Лалибела знаменита своими подземными скальными церквями. Мы посмотрели церковь Св. Георгия (Бет Гиоргис).

(с) Кочкина Ольга

(с) Кочкина Ольга

Весь следующий день мы провели в наблюдении за людьми в церковном комплексе Храм Спасителя (Бет Медане Алем). Закрепили материал об эфиопских паломниках!

(с) Кочкина Ольга

Вечер в эти и рождественские дни заливается ором скотины, которую режут для праздничных блюд, что бы съесть с рассветом. До этого люди держат пост 2 дня.
Сами же мы праздновали Рождество в небольшой туристической кафешке, зажигая фейрверки J

(с) Караваев Владислав

Я точно помню, что по Лалибеле я могла ходить только закутанная в шарф как в маску, потому что обилие запахов - мочащиеся люди, горящие отходы, приготовление еды - разъедала мою слизистую.

(с) Кочкина Ольга

На следующий день мы улетели в столицу Аддис-Абебу. Проведя в городе пол дня и ночь, мы уехали в Харар. Это была странная поездка мы ехали 12 часов в каждую сторону, что бы провести в Хараре ночь и увидеть гиен. Не люблю о чем-либо сожалеть, поэтому будем считать, что это того стоило. А еще эта длительная дорога стоила того, чтобы мы с Рэмом в доволь напелись песней и был придуман саундтрек к нашей поездке J

А вот и гиенки:

(с) Кочкина Ольга


(с) Кочкина Ольга

Не могу сказать, что Эфиопия сильно запала мне в душу, но вспоминать я её буду точно очень долго! Эфиопия стала моей первой африканской страной, не считая Туниса 4 года назад. Тунис все же очень европейский в сравнении с Эфиопией.
Эфиопия очень самобытна, многогранна, в этой стране прекрасные закаты и вкусный мед, но в то же время она одинакова. У меня проносились мысли о том, что когда же закончится это однообразие. Но этот эфиопский опыт получен и скажу ему «Спасибо!» А впереди очень много всего интересного! Путешествуем дальше!

Эфиопия, travel

Previous post Next post
Up