Поискав этнографии в Черногории, участники экспедиции временно покинули пределы бывшей Югославии. Паксомобиль пересек албанскую границу и покатил по дорогам этой нетуристической и малознакомой нам страны.
Про Албанию мы знаем, что там был жесткий режим диктатуры коммунистического толка. Типа как в Северной Корее. Что страна долгое время была в глухой международной изоляции. И вот, мы в Албании.
Те самые кролики, как в
видеоролике.
Кроликов дети продают по одному евро. Таких детей много. Вообще непонятно, почему вдруг в Албании дети у дороги продают кроликов. Еще менее понятно, кто их покупает. Транспорт равнодушно едет мимо.
В том числе и такой транспорт:
На заправке странная картина - убрали из под навеса часть ТРК, воткнули будку, сидит мужик, смотрит футбол, и попутно приторговывает шинами. Несмотря на оживленность трассы, оставшихся ТРК, видимо, хватает с лихвой.
Редкий кадр - оператор Алексей без камеры и не за работой.
Приехали в столицу - Тирану. Скорее на поиски этнографии!
Вместо колючей проволоки:
Бутылки втыкают горлышками в еще не застывший бетон, а когда он схватится - разбивают. Получаются острые розочки, одним только видом отбивающие всякое желание штурмовать стену. Осколки остаются валяться там же, на стене. Это хуже колючей проволки, которая способна в худшем случае порвать кожу. Розочки могут нанести серьезные увечья. Защита эффективная. Опять же, проволоку можно прокусить тихо, а здесь, чтобы «очистить» пролаз, придется бить розочки с большим шумом, и до конца выбить остатки бутылки из бетона невозможно. Единственный недостаток - смотрится крайне противно.
Затем приехали в центр Тираны. Впечатление двоякое. С одной стороны, признаки такой же, как и в пригороде, нищены и неустроенности. Участники писали об этом. С другой стороны, видны признаки более менее приличной, по балканским меркам, жизни. По крайней мере, автопарк гораздо новее, чем в Черногории. Там до сих пор второй Гольф (Wolksvagen Golf II), который прекратили выпускать более 20 лет(!) назад - популярный народный автомобиль. А здесь машину даже старше 10 лет встретить конечно можно, но редко. Много современных зданий. Везде идет стройка.
Сразу бросилось в глаза интересное решение - проезжая часть, замощенная плиткой. Просто улицу с плиткой можно встретить везде, но здесь я впервые увидел широкую центральную улицу в семь полос(!) с плиточным покрытием.
Решение странное. Скорость укладки ниже раз в 20 по сравнению с асфальтом. Машина по плитке идет шумнее, дорогу держит хуже. Разметка на плитке держится меньше и смотрится гораздо менее ярко из-за неизбежного муара, вызванного плиточными зазорами. Ну и конечно, это очень и очень дорого. Особенно в таких масштабах. Но в бедной Албании это сделано. Наверное для красоты.
На переходах имеются специальный светофорные секции для велосипедов.
Ребята на скутерах выступают этакими оборотнями. Когда горит разрешающий сигнал для велосипедов, они прикидываются педальными конями и пересекают улицы по переходам. В остальное время, они, как положено механическим транспортным средствам, колесят по проезжей части.
Кстати, еще одна транспортная тема. В Албании полно грузовичков на трехколесных шасси.
Причем на трех колесах есть не только такие как на фото, небольшие грузовички, больше похожие на подросшие мотороллеры «Муравей». Нет, даже крупные, с большим кузовом, двухскатной ошиновкой задней оси (то есть, с двойными задними колесами), и с грузоподъемностью явно больше тонны - и те на трех колесах!
Такая любовь к подобной схеме непонятна. Устойчивость хуже, тормозной путь больше, надежность пониже. Единственные два плюса - немного дешевле в эксплуатации, и повыше маневренность (меньший радиус поворота). Однако небогатый народ живет и в других странах, да и узкие улочки вкупе с горными серпантинами, где эта самая маневренность важна - есть повсюду. Почему там ездят на нормальных грузовиках?
Единственное, что приходит на ум - наличие в Албании какого-нибудь местного производителя такого транспорта. И к нему какой-нибудь сниженный налог для стимуляции процесса клепания уродцев. Короче, как у нас.
Албанский интернет
Есть в Тиране и такая жизнь:
Но в большинстве - такая:
Дома утыканы антеннами. Все смотрят телевизор. Сейчас это вообще модно. Спутники вещают на весь мир. По телевизору людям показывают, как надо жить. Что потреблять. На что зарабатывать. Поэтому дом может быть раздолбан в конец, мусор может не вывозиться неделями. Главное - дома есть голубой экран.
Гламурный салон.
В Тиране на улице много обычных (не дорожных) полицейских. Это отличает ее от Черногории, где половина народу вообще не знает, как ои выглядят.
В Албании мы видели не только много полицейских, но и сотрудников разных силовых ведомств в разной форме. Все с оружием. Фотографировать полицейских категорически запрещено. Такого телеобъектива, как у Артемия, у меня нет. Поэтому эти двое сняты с противоположной стороны улицы камерой, висящей на шее, с уровня пояса. Я примерно прицелил и нажал на спуск. Получилось по пояс. Они не заметили движения, хотя один смотрел прямо на меня.
И все же:
Переночевав две ночи в Тиране, выехали в сторону границы с Косово. В Албании много разных сетей заправок. Одна из них - «Кастраты». На логотипе почему-то козел.
Сооружение времен тоталитаризма. У каждого во дворе должен был быть такой дот. Чтобы если нападет враг, превратить каждую пядь родной земли в непреступную крепость. Враг так и не напал, режим сам изжил себя. Вот уже более 20 лет Албания - обычная небогатая балканская страна. А доты либо снесли, либо приспособили. Неплохой ведь фундамент получился.
Длинный тоннель. Паксомобиль погружается во мрак. Оператор Алексей монтирует очередной ролик.
Граница Албании с Косово