Напишу я про поезд "Ласточка". Воспетый многими именитыми и не очень блоггерами в жж, довольно таки довольных им, простите за тавтологию, ну а я напишу отзыв (негативный в большей части) пассажира, которому придется в них ездить ещё несколько лет.
Недавно, с 1-го июня этого года, отменили 825-й экспресс "Москва-Орёл", ходивший так много лет. И вместо него как раз поставили "Ласточку". Правда, ходит она теперь от Курска, маршрут объединили с маршрутом 832-го экспресса "Москва-Курск", который тоже отменили. Номер поезда 739 (Москва-Курск) или 740 (Курск-Москва).
Расстояние между Орлом и Москвой 350 километров. Экспресс проходил его за четыре с половиной часа. "Ласточка" всего за четыре, мелочь в принципе, а приятно. Странно, что не ещё меньше, но, видимо, либо расписание поездов сложно переделать, либо состояние путей не позволяет, "Ласточка" в принципе 160 км/ч способна идти.
Выглядит современно и симпатично (фото из Орла), как снаружи, так и внутри:
Правда, красота красотой, но, комфорт и удобство, если честно, пострадали и существенно.
1. Расположение кресел. Самый большой недостаток, по-моему. Большинство кресел расположены навстречу друг другу, расстояние между ними очень небольшое, сидящие напротив друг друга люди практически упираются коленями. Либо им приходится разворачивать ноги, и сидеть криво, зарабатывая себе сколиоз. Четыре часа (а до Курска вообще почти шесть, правда большинство пассажиров до Орла едет все же) так очень "весело" сидеть.
Это не считая чисто психологического момента, когда пассажиру и самому некуда девать глаза и на тебя всё время кто-то пялится. Женщины, там сидящие, были очень недовольны такими местами и ругали поезд весь первый час наверно. Потом устали и смирились :)
Есть и нормально расположенные кресла, друг за другом, там как раз очень просторно, даже сантиметров пять-десять можно было бы забрать смело:
Но их очень мало, всего шесть рядов на весь вагон, всего 22 места из 99-и (и четыре откидных). А в первом и пятом вагоне вообще всего два таких ряда по два места, расположение мест можно посмотреть на сайте РЖД:
http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5229.
Зато зачем-то сделаны посередине вагона две стойки для багажа. Почему их было не поставить в начале и конце вагона, или у дверей, непонятно.
2. Нет столиков. То есть совсем. Ни между креслами, ни на спинках кресел (как в самолете), никак вообще. То есть четыре часа вы не сможете ни сумку перед собой положить, ни ноутбук или планшет, ни чай попить. А за четыре часа перекусить захочется точно. Чай, кстати, никто и не предлагает, как раньше в экспрессе было.
А вот так выглядели кресла в 832-м экспрессе (в 825-м то же самое):
Да, они устарели конечно и не такие красивые, зато они откидывались назад в трех положениях, что в дороге довольно важно (в "Ласточке" кресла не откидываются, но, надо признать, довольно удобны) и у них сзади были столики. И расположены кресла были нормально, друг за другом. Это во втором классе. А в первом классе, где навстречу другу другу кресла были, между ними были столики. Хотя, на мой взгляд, второй класс был удобней, чем первый. Вот целиком вид на вагон, по-моему вполне себе:
3. Всего два туалета на пять вагонов. В первом и в пятом вагоне (и в шестом и десятом). Тут отличия от старого экспресса нет, там тоже было мало туалетов и очереди. Очень странно, что в то время, когда космические корабли бороздят просторы, нельзя сделать туалет в каждом вагоне. Очереди никуда не делись, стоять в очереди в туалет по полчаса приходится.
Туалет очень большой, видимо рассчитан на то, что туда может заезжать инвалид в коляске. Для обычного человека места там слишком много. Если честно, инвалидов, за все шесть лет, что я регулярно езжу из Москвы в Орел на этом поезде, ни разу не видел.
Туалет находится прямо в вагоне, а не в тамбуре, очень странно. Зато прямо около двери находятся два места с откидными сиденьями. Человек, заходящий в туалет, практически стопроцентно будет задевать пассажира, сидящего на этом кресле, садизм какой-то. Я бы туда посадил того, кто проектировал расположение кресел в вагонах, чтоб он так покатался с месяцок у самого туалета, может дошло бы, что так проектировать не надо.
Вообще, эти откидные сиденья тоже непонятно зачем придуманы, как на таком можно ехать четыре часа, я вообще не представляю.
4. Посадка (и выход, соответственно) с низкой платформы возможна только в два вагона из пяти, 2-й и 4-й. Не знаю, почему, то ли технической возможности такой не предусмотрено во всех вагонах, что очень странно (см. выше про космические корабли), то ли проводникам лень открывать лишние двери по старой советской привычке. В результате при посадке огромные очереди (а в Орле на посадку отводится всего шесть минут):
Это основные, по мелочам еще несколько не таких серьёзных и в принципе терпимых:
5. В вагоне довольно прохладно. А температуру показывают только "за бортом", насколько я понял:
6. На окнах нет шторок, солнце будет слепить вам глаза и ничего ему в этом не помешает. В качестве демонстрации фото заката из типа "тамбура":
7. Контейнеры для мусора очень маленькие, опять мусор будет снаружи лежать.
8. Увеличилась стоимость билетов. До Орла примерно на 50 рублей больше стало, мелочь, а неприятно. И это фактически за переход в более низкий класс (третий класс, был такой в экспрессе, очень похоже, ни столиков, ни регулировки сидений, ничего).
Зато едет тихо, не трясет ничего и не стучит, все выглядит современно, аккуратно и чисто, правда, мне кажется, это ненадолго. Еще зимой интересно, как будет, учитывая, что тамбуров в вагонах "Ласточки" в принципе нет.
Вердикт такой - бестолковый поезд, который еще можно использовать в качестве пригородных электричек (и то там сидеть, упираясь друг в друга коленями наверняка будет совсем не комфортно) для расстояний максимум 100 километров. Для расстояний 300 километров и больше этот поезд совершенно не подходит.
Уже выходя из поезда в Орле, от пассажиров услышал версию, что эти поезда курсировали во время Олимпиады 2014 между Адлером и Сочи (расстояние между которыми чуть больше 20-и километров) и после неё РЖД нужно было их куда-то распихивать. Что ж, очень похоже на правду, если честно.