Эта публикация первая из запланированных мной на эту тему.
Задача проста, иллюстрировать общедоступные материалы по теме фотографиями сделанными мной. Благо, их уже немало у меня.
Я не стал изобретать велосипед и заниматься плагиатом. Материал для этой публикации самый канонический, потому как он с
официального сайта РПСЦ.
История Рогожской слободы
После церковного раскола времен патриарха Никона в столице Российского государства осталось немало храмов, в которых продолжалась служба по старым уставам и старым книгам. Настоятели храмов и целых монастырей выказывали неповиновение указам патриарха-реформатора. Даже после большого Московского собора 1666-1667 годов, предавшего Старую Веру анафеме, в столице оставались храмы, в которых прикровенно служили по чинам дораскольной Церкви. В начале 80-х годов XVII века такие богослужения стали более открытыми, а во время так называемой Хованщины к старым чинам вернулись многие московские приходы, успевшие перейти на новый обряд. В 1685 году под председательством патриарха Иоакима состоялся Собор, разработавший свод наказаний за исповедание Старой Веры. Подписанный царевной Софьей, этот закон получил наименование «Двенадцать статей царевны Софьи». По большинству этих статей полагалась смертная казнь.
По свидетельству иностранцев, только перед Пасхой 1685 г. в Москве по приказу патриарха Иоакима было сожжено в срубах около девяноста христиан, исповедавших Старую Веру. Уже при Петре I российское законодательство расширилось законами, поражающими гражданские права староверов. Так, петровский «Духовный регламент» гласил: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю непрестанно зло мыслящих».
Ввиду таких грозных притеснений многие староверы уже никак не могли оставаться в Москве. Священники и миряне бежали в глухие места государства Российского или за его границы.
Такая ситуация сохранялась вплоть до царствования императрицы Екатерины II, когда в 60-е годы гонения на старообрядчество начинают ослабевать. Уже к концу 60-х годов в Москву возвращаются старообрядцы. Среди них было немало купцов, которые могли свободно вести торговую деятельность. Однако о строительстве собственно старообрядческого храма не могло идти и речи. Богослужения совершались тайно в домовых моленных.
В 1771 году в Москве разразилась страшная эпидемия моровой язвы - чумы. Распоряжением правительства было запрещено хоронить в Москве. За пределами города в это время возникает 6 кладбищ. Одно из них - Рогожское. Повелением императрицы Екатерины II на тогдашней окраине Москвы в 1771 г. старообрядцам была выделена земля за Рогожской заставой для организации кладбища. Старообрядцы, в свою очередь, приняли значительное участие в ликвидации эпидемии болезни: помогали болящим, хоронили умерших, проводили санитарные мероприятия.
Это позволило добиться от фаворита императрицы князя Григория Григорьевича Орлова позволения «сделать часовни, где б они могли отпевать умерших…» На Рогожском кладбище в 1771 году была выстроена небольших размеров деревянная часовня во имя св. Николы. Таким образом, на территории Рогожского кладбища стало возможным строительство старообрядческих молитвенных зданий. Через пять лет (в 1775 г.) на месте деревянной часовни выстроена более обширная каменная часовня.
В 1792 году по проекту знаменитого архитектора М.Ф. Казакова начата постройка огромной «холодной» часовни Покрова Пресвятыя Богородицы. Покровский кафедральный собор являлся в то время самым большим в Москве, превосходя по площади Успенский собор в Кремле. Этот храм был «летним». Рядом с ним в 1804-1895 гг. архитектором Жуковым был выстроен «зимний» храм Рожества Христова, в котором было предусмотрено калориферное отопление.
В начале XIX века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения, где проживали инвалиды и престарелые люди. Поскольку главной функцией Рогожской общины была благотворительность, на ее земле были выстроены приюты для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало 1000 человек. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих, особые кельи для инокинь, которых в 1845 г. на Рогожском кладбище было 164 человека. В отдельном доме размещалось церковное училище. Также на территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей в которых подвизались более сотни инокинь и послушниц. Таинство Евхаристии совершалось главным образом в домовых церквях этих монастырей, поскольку большие Рогожские часовни не имели освященных алтарей, да и публичное служение Литургии не приветствовалось властями.
При Николае I отношение к старообрядцам резко меняется. В 1827 году выходит высочайший указ, воспрещающий принимать в старообрядческие общины попов и дьяков. К этому времени на Рогожском кладбище остались только пять священников и два дьяка.
Все старообрядчество понимало острую необходимость иметь своего епископа. Замысел утвердить епископство за границей обсуждался на знаменитом Рогожском соборе 1832 года.
Основание за рубежом Белокриницкого епископства вызвало гнев Николая I. Правительство Николая I присудило к пожизненному заключению в казематах Суздальского монастыря А.К. Кочуева и попечителя Рогожского кладбища Федора Рахванова, инициаторов поисков архиерея. После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии преемник митр. Амвросия, митр. Кирил, поставил в 1853 г. во Владимир архиеп. Антония, который впоследствии стал первым архиепископом Московским и всея России и с 1862 г. имел резиденцию на Рогожском кладбище.
К этому моменту на Рогожском кладбище сложился особый тип поселения - духовно-административный старообрядческий центр, имеющий всероссийское значение. С архитектурной точки зрения храмовый ансамбль представлял собой четко спланированную ось из трех храмов, ведущую ко входу на территорию некрополя. Вдоль главной оси был расположен бульвар, разделяющий зону жилых построек от церковных зданий. С востока Рогожский поселок окаймляли проточные родниковые пруды, которые использовались для крещения и водосвятия. Окончательные очертания ансамбль приобрел к 1860-80 гг.
В 1854 году кладбищенский священник Петр Русанов перешел в единоверие, за ним последовало несколько прихожан. Этим воспользовалось правительство: Никольскую часовню насильно у кладбища отобрали, и митрополит Филарет освятил ее в единоверческую церковь. Из частных домов 12 лучших были отданы под квартиры единоверческого клира.
По настоянию митр. Филарета казенный смотритель кладбища и вовсе запретил совершать в часовнях богослужение. Это запрещение было вскоре отменено, однако, ссылаясь на донос иеромонаха-миссионера Парфения, что на Рогожском кладбище происходят «оказательства раскола», митр. Филарет добился того, что 7 июля 1856 г. правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища. Никакие хлопоты старообрядцев, доказывавших лживость доноса, не помогали. Более того, и после официального удостоверения ложности доноса особой комиссией в 1880 г. алтари по распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева оставались запечатанными. Они были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912-1913 гг. была воздвигнута и одна из красивейших московских колоколен с храмом во имя Воскресения Христова.
Врата в Рогожскую слободу
Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), прошла лишь через полгода после распечатания алтарей - 22 окт. 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском был слышен 27 июля 1905 г. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф.Е. Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта Рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались келья и покои предстоятеля Церкви архиепископа Иоанна. Было построено и еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 г. - здание для Московского старообрядческого института.
Дарование старообрядцам свободы вероисповедания пробудило громадный творческий потенциал, дремавший под вековым спудом. Достижения русской экономики в рекордном 1913 г. были напрямую связаны с раскрепощением сил самого активного предпринимательского слоя русского общества - старообрядчества. Одновременно старообрядцы проявляют себя и в культурном строительстве: возникает Московский МХАТ, построенный Саввой Морозовым, опера Зимина, С.П. Рябушинский издает самый изысканный журнал дореволюционной России «Золотое Руно», многочисленные старообрядческие церковные хоры с огромным успехом выступают в консерваторских и концертных залах обеих столиц. На Рогожском кладбище открывается высшее учебное заведение - Старообрядческий институт, в котором
преподают известные российские ученые.
В канун революции 1917 года духовно-административный центр старообрядцев включал следующие постройки - памятники архитектуры:
Покровский кафедральный собор 1772 г. (архитектор Казаков)
Рождественский собор, 1804 г. (архитектор Жуков)
Фото 1991 года (автор
aj1972)
Храм Успения Пресвятой Богородицы и колокольня, 1913 г. (архитектор Горностаев)
Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.
Барельеф птицы неясыть - символ Христа, упоминаемый еще в Псалтыри на храме Воскресения Христова
Никольская церковь, построена в 1775 г. как старообрядческая. С 1856 г. принадлежит Московскому Патриархату
Часовня, середина XIX в. Сейчас это старообрядческая Митрополия
Беседка в саду митрополии
В Рогожской слободе действовало порядка десятка богаделен - домов под попечительством старообрядцев-промышленников Рябушинских, Морозовых, Кузнецовых и других.
Богадельня Белова
В распоряжении Общины сохраняются богатейшие собрания древних икон, рукописных и печатных книг, представлявших собой уникальные исторические ценности
Население Рогожской слободы составляло более 10 тысяч человек.
Во владении общины находился большой некрополь, основанный также в 1771 году во время эпидемии чумы.
Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 г. с колокольни сбросили колокола, в 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рожества Христова. Поскольку зимой приходилось служить в летнем Покровском храме, пострадали иконы и храмовая роспись. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.
Только в 1993 г. в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий вопрос был положительно рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю.М. Лужкова и главы Администрации Президента РФ С.А. Филатова. После постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и здания духовного центра начали возвращаться Церкви.
В 1996 г. был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля, уникального историко-художественного наследия Рогожского кладбища.
В 2005 году мэром г. Москвы Ю.М. Лужковым было подписано постановление №1213 о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.
Восстановленные пруды, сень и надкладезная часовня
Дом причта
Певческие палаты
Иноческие кельи
Дом Акимова. В настоящее время - трансформаторная
Старообрядческое Рогожское кладбище
Самый поразительный участок Рогожского кладбища находится справа от главной дорожки на участке 5. Это Архиерейские могилы - место захоронения старообрядческого духовенства Белокриницкой иерархии. Особо почитаемое место у старообрядцев.
Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40), и несколько черных саркофагов.
Здесь похоронены старообрядческие священнослужители - митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).
Каждый проходящий по главной дорожке видит усыпальницу представителей крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых (участок 1). Она огорожена чугунной узорчатой оградой, под сенью, которая прежде была с цветными стеклами, потом ржавела без стекол, пока ее в конце 20-го века не покрыли кровлей. Она не была разрушена в годы уничтожения надгробий, как говорят, благодаря заслугам Саввы Тимофеевича Морозова, помогавшего большевикам.
Здесь похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770-1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 2003 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых - это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне - то ли он покончил с собой, то ли кто-то от него решительно избавился…
В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова». Рядом - фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича (1770-1860) и его супруги Ульяны Афанасьевны (1778-1861).
Здесь же погребены его сыновья Тимофей Саввич Морозов (1823-1889), мануфактур-советник, 1-ой гильдии купец, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой и могилой его супруги Марии Федоровны, известной благотворительницы, белокаменная резная часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф. О. Шехтеля (главка и крест утрачены). И Иван Саввич , Покровский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин (1812-1864), который покоится рядом со своим сыном Сергеем Ивановичем Морозовым (1861 -1904), потомственным почетным гражданином. На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы скульптора Н.А. Андреева - беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».
В следующей публикации я расскажу о Московских старообрядческих храмах белокриницкого согласия Авторское право НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ! Копирование и публикация фотографий из статьи только с согласия автора.