Сегодня модно быть диджеем. Лирическое отступление

Sep 11, 2012 01:36

Нижеследующий текст выражает моё личное мнение по тем или иным вопросам, которые, в свою очередь, вполне могут стать почвой для оживленной дискуссии, в коей я с радостью приму участие. Спасибо.


С самого утра сегодня приходят всякие мысли о клубной культуре, диджеинге и музыке в целом. Пока ехала на работу, слушала очень грамотный микс. Я выбрала слово "грамотный", потому что оно наиболее точно соответствует описанию этого микса: отличная подборка, треки гармонично дополняют друг друга, все выдержано в одном стиле, одном настроении, сведение впеликолепное. Рядовой слушатель-ценитель такого саунда будет в восторге, я уверена. Да и я сама, услышав такой микс год-полтора назад, вся истекла бы слюнями и заслушала бы его до дыр. Я бы слушала и рисовала себе картинки, как угрюмый человек в наушниках одной рукой держит пластинку, второй - какую-нибудь крутилку, а потом происходит волшебство и треки играют вместе. Я представляла бы это и восхищалась.Но я послушала этот микс сегодня, а не год назад. И я знаю, как он был записан. Я знаю, что есть такой умный софт, в котором можно создать список треков, выставить порядок, а потом "свести". Софт сам подгоняет треки по скорости, нужно лишь найти нужный момент, совершить некоторые манипуляции со средствами ввода информации типа клавиатура и мышь и получить в итоге идеально сведенный микс. Этот микс будет демонстрировать индивидуальный вкус диджея, "чувство трека" (это когда, например, слышишь трек и сразу же знаешь, с каким треком его свести, чтобы получился максимально гармоничный мэшап), и мастерство обращения с софтом. То есть диджей в любом случае молодец. 
Но я не верю.
Может быть, у меня какой-то сугубо консервативный взгляд на это, но я не верю. 
Я "выросла" на вечеринках, на которые диджеи привозили с собой тяжеленные сумки с пластинками и творили чудеса за вертушками. Как раз те самые чудеса, от которых у меня захватывало дух ( читать первую часть).Они делали все это руками. И в моей голове создался образ человека, из-под легких рук которого выходит музыка. Диджей - это не просто какой-то человек в наушниках, это совершенно особенный человек, который посвящает своему делу много времени, усилий и тратит на это дело много денег. У него ответственная миссия, перед ним стоит толпа народа, который ждет отличной музыки. А народ всегда ждет хорошей музыки, приходя в клуб. Люди приходят на танцпол и погружаются в атмосферу, которую создает диджей не только своей подборкой, но и своим мастерством. 
А сегодня не диджей только тот, кто фотограф (а бывают и особенные таланты, которые умудряются совмещать). И каждый сам выбирает себе формат. Кто-то учится сразу на CDJях, кто-то на софте. Мало кто сейчас выбирает винил. Мы привыкли искать легкие пути, пути наименьшего сопротивления и наименьшей энергозатратности. Тем более, что наука не стоит на месте и упрощает нам жизнь с каждым днем. В итоге мы получаем целое поколение диджеев, большинство которых встали за пульт, потому что "А чо? Модно, классно, все телочки будут мои!" И им по большому счету вообще без разницы, что они играют и как. Главное, что им можно встать повыше, делать важное лицо, деловито осматривать танцпол и ставить какие-нибудь песни одну за другой. Есть и другие, те, кто действительно болеет диджеингом, всячески развивает свой скилл и получает удовольствие непосредственно от процесса сведения. Кто-то для этого использует виниловые пластинки, кто-то диски, кто-то софт, предполагающий использование таймкодов. 
Но есть и другой софт, в котором вообще не нужно прикасаться к каким бы то ни было декам. Туда надо загружать музыку, выстраивать ее в определенном порядке, производить какие-то манипуляции посредством мышки и клавиатуры, и получать идеальные мэшапы. Гениальное изобретение, воистину. Синхронизирует тебе все треки по скорости и громкости, разрешит добавить эффектов и превратит твою подборку треков в потрясающе качественный микс. 
Первое время такой софт и миксы, записанные в нем, приводили меня в замешательство. Вроде бы микс, диджей выбирал для него материал, старался. Но как-то все это странно. Этот человек сидел в скрюченном положении на стуле, может быть даже закидывал ноги за голову, тыкал в клавиатуру и водил мышкой, а потом получился микс. Диджей не стоял за пультом, не ставил иглу на вращающуюся пластинку, не подгонял питч, не ловил кик пальцами рук, не выводил фейдер. А микс получился. Это совершенно не укладывалось в моей голове. Какое-то надувательство, - думала я. Как можно сводить два трека, если они не находятся у тебя непосредственно под правой и левой рукой? Нет того самого непрерывного процесса соприкосновения человека с музыкой. Когда играешь с пластинок или дисков, музыка не останавливается, она находится в постоянном движении, ты чувствуешь динамику. И эта динамика вдохновляет на развитие. Микс - как книга. У него есть смысловой состав. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка (наверняка я где-то ошиблась, но основную мысль передала). Я так это вижу. Когда я пишу свои миксы, вдохновение я черпаю из музыки, которую держу в руках. Я просто играю, получаю удовольствие и не останавливаю музыку. Я ее лишь направляю. Меня вдохновляет сам процесс. А когда процесс вдохновляет, результат превосходит все ожидания. В миксе читается история. Как и результат какого-либо другого творчества, микс может многое рассказать о его авторе. И чтобы эта история получилась, в него нужно вложить душу руками.
Сведение в софте гарантирует "чистый" результат. Можно свести хоть пять треков одновременно, и они будут звучать идеально вместе. И слушатель будет в восторге. Да, в этом миксе тоже, возможно, будет история. Если такова была цель автора. Цели тоже разные могут быть - осветить свежие релизы, например, или похвастаться дабками, или привлечь внимание к каким-то новым именам. Да, в миксе будет явно прослеживаться музыкальный вкус автора и его предпочтения. Крутые талантливые продюсеры написали потрясающие треки, невыносимо умные программисты написали софт, а диджей составил плейлист, потыкал клавиатуру и пошевелил мышку... 
Ну не верю я таким диджеям. Я не верю, что они особенные, что они мастера, художники, и в то, что они создают искусство. Из понятия диджеинг они взяли только самую техническую составляющую - попадание в квадрат и в бит. Это легко позволяет сделать софт. Для этого не нужен талант. Это доступно и обыденно. Это не завораживает. Музыка завораживает. Треки завораживают. Процесс наложения треков друг на друга, в котором участвуют руки, контролирующие движение этих треков, вот что завораживает. Ощущение того, что ты держишь музыку буквально в руках и создаешь движение. Это завораживает...
Единственная ситуация, в которой я могу понять сведение микса в софте, - это, пожалуй, отсутствие технической возможности записать его вручную. И то, если есть желание - можно такую возможность найти. 
Стоит ли говорить, с каким уважением я отношусь к диджеям, которые до сих пор играют виниловые пластинки... но это уже другая история.
Спасибо.

диджей, мысли, слова, много букв, самый_длинный _пост, странно, memorize

Previous post Next post
Up