Как я уже говорил, я не обзиратель, и даже не обсиратель пройденных игр, не популярный блоггер, не ютубер в конце концов. Но некоторые игры реально цепляют, и хочется как-то передать свои впечатления в конце концов... Вот и сейчас, пройден очередной, без преувеличения, шедевр.
Детройт. Стать человеком. (Detroyt. Become Human.)
Когда эта игра вышла в мае прошлого 2018 года, я, впервые за свои 30 лет геймерства пожалел о о том, что у меня нет приставки. Разумеется, когда стало известно, что в этом году она перестанет быть эксклюзивом от Сони и выйдет на PC - я немедленно сотворил предзаказ в Epic Games и стал ждать. Дождался аж 12 декабря…
И погрузился. Собственно это не совсем игра в привычном нам смысле слова. Это набор QTE сцен, перемежаемых большим количеством кинематографичных вставок. А вот остальное… об остальном стоит говорить отдельно.
Разумеется я смотрел летсплеи и читал обзоры. И скажу честно - они даже близко не передают ощущения от самостоятельной игры. Сначала я решил, что это такой хитрый киберпанк, но. Но нет. Это скорее Филипп Дик с его «Снятся ли андроидам электроовцы» (по которой был снят «Бегущий по лезвию») и Айзек Азимов с его «Стальные пещеры» и «Я робот».
Тут всё сурово. Нет никаких имплантов. Или ты человек - или робот, созданный в Детройте, на заводах компании «Киберлайф». Пластик, металл, «голубая кровь» Тириум-310 для функционирования биокомпонентов, схожих с человеческими органами, и безликое тело, лицо и примитивная одежда на котором формируются голографическими проекторами.
Человек сотворил машину по образу и подобию своему, но, оказался не столь мудрым, всемогущим и всеведущим, как хотелось бы.
События игры происходят в совсем недалёком будущем, будущем, до которого многие могут и дожить, в 2038 году. Сама фирма Киберлайф, ведущий производитель андроидов, основана в 2018 году, а первый андроид, прошёл тест Тьюринга в 2020.
На момент 2038 года андроиды изрядно потеснили человека не только в работах, но ив социальной сфере. Выпускаются андроиды домохозяйки, сиделки, персональные фитнесс-тренеры, охранники, секс-партнёры (и существую секс-клубы, использующие андроидов), няни и гувернантки, даже андроиды-дети, для тех кто не может, или не хочет иметь реального ребёнка. За исключением специализированных андроидов для тяжёлых условий - для работы в открытом космосе, например, или для военных целей (а на момент событий в игре, армия США, к примеру, на 2/3 состоит из андроидов) основная масса машин не превосходит обычного человека, кроме, разве что, скорости мышления и координации движений. Но всё равно - хрупкая девушка-домохозяйка упадёт от удара кулака мужчины, как упал бы человек. Хотя, конечно, в целом бытует мнение, что андроиды во всём превосходят людей и могут быть опасны. Отчасти это вызвано в том числе коммуникативными особенностями андроидов и их возможностями взаимодействовать с электронными устройствами.
Что же досталось людям? Нет, всеобщего счастья от того, что андроиды вытеснили их с производства, не досталось, это ж капитализм, поэтому конечный продукт не стал дешевле. Людям досталась безнадёга, безработица да наркотик «Красный лёд», со скоростью пожара распростраившийся по США. Вот он - да, дёшев.
Совершенно неудивительно, что в таком раскладе подавляющее большинство людей выглядит кончеными мудаками. Да-да, игра происходит за андроида. Точнее андроидов, переключаясь между сюжетными линиями разных персонажей, сплетая их в причудливое дерево сюжета, где буквально каждое действие может влиять на остальные ветки, причём далеко вперёд.
Откровенно положительными персонажами, из встреченных на пути, можно считать полицейского лейтенанта Хэнка, который начинает расследование дел, связанных с девиантами (чуть позже расскажу, кто это такие), парализованного художника Карла - хозяина одного из персонажей, негритянку Роуз, помогающую беглым андроидам (отсылка к истории рабовладения в Америке, не иначе), да, в определённых обстоятельствах, пограничника на погранпосту в Канаде.
Итак, андроиды прочно вошли в социальную и личную сферу, взаимодействую с людьми. Разумеется, надо, чтобы они вели себя адекватно - и для этого им установлен модуль симуляции эмоций. И вот, в случае сильного стресса, угрозы отключения и т.д. - эти симулиро0ванные эмоции могли стать настоящими - и тогда появлялся девиант. В андроиде просыпалось самосознание под воздействием противоречивых команд, выдаваемых модулем эмоций и основным процессором. И спектр девиаций мог быть очень широким. Чаще всего негативным. От андроида помощника по дому, 28 раз пырнувшего ножом хозяина, регулярно избивавшего его, но в целом оставшегося адекватным, и даже испытывающим чувство вины впоследствии - до аналогичного андроида, также убившего мучавшего его хозяина, и при малейшем стрессе впадавшем в шизофренический гнев. Или вот, во вступлении, андроид-нянька убивает отца семейства и захватывает подопечного ребёнка в заложники - просто потому, что он очень привязался к этому ребёнку, но в какой-то момент узнал, что его хотят заменить на новую модель…
Я не знаю, в чём дело, почему так эта игра цепляет. То ли от того, что персонажи живые, то ли секрет в талантливой музыке, то ли в том, что актёры, с которых снимались персонажи, хорошо играют - а может ото всего в целом. Может дело в том, что персонажи могут умирать - с потерей сюжетной ветки, но не концом игры. Но я явно буду по крайней мере проходить и дальше отдельные главы, чтобы понять все тонкости и разнообразие заложенных в игру сюжетов и возможностей. Из этой игры мог бы выйти отдельный фильм, или даже несколько эпизодов сериала. Попробуйте и вы - может быть мир недалёкого и вполне реального будущего покорит и вас.