О фашизме и государстве

Mar 01, 2014 18:57

Я писал этот пост задолго до введения войск в Крым. Как-то так совпало, что сейчас он актуален вдвойне.

Что мы знаем о фашизме? Фактически ничего, несмотря на то, что это слово окружает нас в России с самого детства. Большинство людей предполагает, что это что-то связанное с немцами, национализмом и сжиганием кого-либо в печах. В последнее время это слово звучит особенно часто, поэтому мы попробуем разобраться, что же такое фашизм.

Посмотрим, что скажет нам Википедия:

Fascism is a form of radical authoritarian nationalism that came to prominence in early 20th-century Europe.

Либо:

Фаши́зм - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются национализм, культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

Но оба этих определения очень лукавы, они не дают нам в полной мере почувствовать, что такое фашизм, осознать глубокие внутренние мотивы фашизма. Именно такое понимание нужно, чтобы не повторять прошлых ошибок. Пожалуй, лучше всего о фашизме пишет человек, считающийся его автором - Бенито Муссолини. Его книга «Доктрина фашизма» очень коротка (её можно прочитать за пару часов) и крайне убедительна. Тем важнее попытаться выделить моменты, делающие её убедительной и близкой. Несколько отрывков:

…против классического либерализма… за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве… ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства.

Вне государства нет индивида, нет и групп (политических партий, обществ, профсоюзов, классов)… Но в пределах правящего государства фашизм признает реальные требования, из которых берут начало социалистическое и профсоюзное движения, и реализует их в корпоративной системе интересов, согласованных в единстве государства.

Государство, высшая и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная. Она синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни человека. Поэтому государство невозможно ограничить задачами порядка и охраны, как этого хотел либерализм. Это не простой механизм, разграничивающий сферы предполагаемых индивидуальных свобод. Государство есть внутренняя форма и норма, дисциплинирующая всю личность и охватывающая, как ее волю, так и разум. Его основное начало главное вдохновение человеческой личности, живущей в гражданском обществе, проникает в глубину, внедряется в сердце действующего человека, будь он мыслитель, артист или ученый: это душа души.

…не верит в возможность и пользу постоянного мира… Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти.

…чужды… все интернациональные организации общественного характера… Как показывает история, такие организации могут быть развеяны по ветру, когда идейные и практические чувства взбаламучивают сердца народов.

…автор этих строк может определить фашизм, как «организованную, централизованную и авторитарную демократию»

Накопив бесконечное количество гордиевых узлов, либеральный век пытается выпутаться через гекатомбу мировой войны. Никогда никакая религия не налагала такой громадной жертвы. Боги либерализма жаждут крови? Теперь либерализм закрывает свои опустевшие храмы, так как народы чувствуют, что его агностицизм в экономике, его индифферентизм в политике и в морали ведут государство к верной гибели, как это уже было раньше.

Государство является гарантией внешней и внутренней безопасности, но оно также есть хранитель и блюститель народного духа, веками выработанного в языке, обычаях, вере. Государство есть не только настоящее, оно также прошедшее, но главное, оно есть будущее.

…государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, т. е. к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших.

Государство… ограничило бесполезные и вредные свободы и сохранило существенные. Судить в этой области может не индивид, а только государство.

Государство не имеет своей теологии, но оно имеет мораль. В… государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.

Идеология фашизма вращается вокруг понятия государства. Государство фашиста - не просто обслуживающий орган, как его воспринимают либералы (о либерализме мы поговорим в другой раз), это самостоятельная сущность и ценность. Фашист не видит разницы между народом или нацией и государством. Он готов умереть и убивать за государство - не за своих близких, не за людей, близких по духу, а за рисунок на карте.

Небольшое отступление: как соотносятся фашизм и национализм? Никак, они перпендикулярны. Националист ставит интересы своей нации выше остальных - но совершенно не обязательно интересы государства. Нация определяется не по форме носа или цвету кожи, наоборот - адекватный националист понимает, что национальность это вопрос самоопределения. Опасным национализм становится при смешении с фашизмом, когда «интересы нации» начинают оправдывать применение репрессивного аппарата государства.

Сложно не заметить сходства отрывков из «Доктрины фашизма» с тем, что лежало в основе пропаганды сначала СССР, а последние лет 14 и России: самоценность государства и его интересов в отрыве от интересов конкретных людей. Сама мысль о том, что именно государство является главным врагом граждан, была надёжно изгнанна из умов моих сограждан. Нужно отметить, что это не всегда было так. Лев Толстой ещё в 1900м году писал:

Все правители не только самым явным образом нарушали и нарушают против покоренных народов и друг против друга самые первобытные требования справедливости, но совершали и совершают всякого рода обманы, мошенничества, подкупы, подлоги, шпионства, грабежи, убийства, и народы не только сочувствовали и сочувствуют всему этому, но радуются тому, что не другие государства, а их государства совершают эти злодеяния.

Правительства не только военные, но правительства вообще, могли бы быть, уже не говорю полезны, но безвредны, только в том случае, если бы они состояли из непогрешимых, святых людей, как это и предполагается у китайцев. Но ведь правительства по самой деятельности своей, состоящей в совершении насилий, всегда состоят из самых противоположных святости элементов, из самых дерзких, грубых и развращенных людей. Всякое правительство поэтому, а тем более правительство, которому предоставлена военная власть, есть ужасное, самое опасное в мире учреждение.

Устроят себе люди такую страшную машину власти, предоставляя захватывать эту власть кому попало (а все шансы за то, что захватит ее самый нравственно дрянной человек), и рабски подчиняются и удивляются, что им дурно. Боятся мин, анархистов, а не боятся этого ужасного устройства, всякую минуту угрожающего им величайшими бедствиями.

Опомнитесь и поймите, что враги ваши не буры, не англичане, не французы, не немцы, не чехи, не финляндцы, не русские, а враги ваши, одни враги - вы сами, поддерживающие своим патриотизмом угнетающие вас и делающие ваши несчастия правительства.

Век пропаганды принёс свои плоды. Огромное количество русских абсолютно искренне поддерживают диктаторов, государства, власть и полицию, даже когда это чужие государства и власть. Не зная очень многого, да и не желая знать, готовы носить на руках украинский Беркут. В любом свидетельстве преступлений власти найдут десяток-другой «нестыковок» и интерпретируют в пользу власти - будь то Холокост, Институтская или выборы-2012. В вооружённом противостоянии власти и протестующих всегда винят протестующих - не понимая и не желая понимать, что власть может прекратить это противостояние в любой момент и что небо от этого не рухнет на землю. Понимают, что в собственном государстве что-то идёт не так, но находят бесконечные оправдания для власти с аргументацией «лишь бы не было войны/революции». Готовы отдать в руки государства «поддержание морали», пусть и ценой неприкрытой цензуры.

Очень легко перенести взгляды людей из рунета на Германию конца 30х. Думаете, домохозяйка из Мюнхена не видела, что её соседей-евреев куда-то увозят люди в форме? До неё не доходили слухи о концлагерях? Доходили, конечно. Но она отметала их ровно потому же, почему наши русские современники не хотят ничего слышать о преступлениях власти: конспирология, бесконечный запас доверия государству, презумпция виновности тех, кто государству противостоит и любовь к «порядку».

Моя страна больна фашизмом. Люди боятся и ненавидят друг друга.

Но есть надежда. Те, кто ездили в Крымск; те, кто тушили лесные пожары; те, кто участвовал в Ресторанном дне; те, кто выходили на площади, даже понимая, что ничего не добьются. Те, кто любят окружающих и умеют обходиться без «сильной руки». Нас больше с каждым днём и мы победим.

моё, политота

Previous post Next post
Up