Уже не помню, в книге какого классика герой спрашивает: "С чего начать?". На что следует ответ "Начни сначала".
Поэтому начну с того, ради чего я собственно и поехал в Рим в первый раз. Ради базилики Санти-Бонифачо-э-Алессио (Santi Bonifacio e Alessio) на Авентинском холме.
Авентин - удивительный уголок Рима. По какой методике не считай пресловутые семь холмов, Авентин будет одним из них. До Капитолия - рукой подать, только перейти Цирк Максимус. До Тибра - еще ближе, достаточно просто броситься с вершины холма вниз. Трастевере - через реку. Но несмотря на таких знаменитых соседей, Авентин практически неизвестен туристам. Здесь нет вездесущих японцев, которые обычно стремятся увидеть все и везде. Да и местных жителей маловато. Холм застроен виллами, небольшими двух-трехэтажными многоквартирными домами и крохотными отелями. Десяток шагов вверх от виале Авентин или от набережной Тибра - и ты уже не в центре мегаполиса, а в каком-нибудь заштатном городке. Проще всего сюда добраться от метро Circo Massimo или Piramide - пешочком. Есть еще один очень красивый путь, но о нем как-нибудь позже.
Начнем сначала, то есть с базилики. Как и положено бывшей монастырской церкви, базилику не так уж легко увидеть, а вот пройти мимо - запросто. Здания монастыря, обрамляющие квадратный дворик, закрывают фасад церкви от посторонних. Но в арке, ведущей в этот самый дворик, есть указатель - по нему и нужно свернуть. Если повезет, то решетка, закрывающая вход во дворик, будет открыта, а, значит, открыта для посетителей и сама базилика.
Меня вообще-то зовут Алексей, а Sibeaster - для конспирации. Так что Алексий человек Божий - это мой патрон (patrono santo - так это по-итальянски). Так что прежде чем мы вместе с тобой, читатель, попадем к святому на прием, похвастаюсь таким патроном.
Акт 1. Далеко на востоке, а именно в сирийской Эдессе (сейчас это, увы, Турция, и город потерял не только христианское население, но и имя -сейчас это Урфа), появился странник. Он поселился рядом с местным храмом, ежедневно там молился, полученное от благочестивых прихожан подаяние тайно раздавал другим нуждающимся. Шила в мешке не утаишь, и скоро жители Эдессы поняли, что в их городе живет настоящий святой. Точку в истории поставила Богородица, которая сообщила церковному сторожу о святости таинственного человека Божия. Сторож пошел и сообщил о своем сне епископу Раввуле (вполне историческая личность, хотя немного не вписывающаяся в общепринятые даты жизни св.Алексия), и последний повелел привести к нему нищего. Но поздно - оказывается человек Божий умер "скоропостижно" и уже похоронен. Епископ велит вскрыть могилу и обнаруживает ее пустой. Этот Акт 1 зафиксирован в сирийском источнике V века, и на смерти безымянного святого рассказ заканчивается. Указывается лишь, что человек Божий был родом из Рима.
В более поздних источниках история получает пролог и Акт 2.
Пролог. В IV веке в одной из римских сенаторских фамилий случилось долгожданное событие - родился сын и наследник Алексий. Надо заметить, что сенатор и его жена были христианами и, подобно праведным Захарии и Елисавете, были "праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно". История повторяется - долгожданный вымоленный у Бога сын с детства не любил роскоши, возился с бедняками и занимался совсем не положенными по статусу делами. Между тем, сенаторская чета желала не только сына, но и внуков, так что в положенное время Алексию нашли невесту - благочестивую и красивую. Но Алексий желал любви не земной, а небесной, поэтому в ночь после обручения он простился с нареченной женой и ушел из родного дома. Излишне говорить, что герой Пролога и Акта 1 оказался одним и тем же лицом.
Акт 2. Оказывается, Алексий настолько желал безвестности, что симулировал собственную смерть и отправился вновь в путь. Корабль, на который он сел, прибило бурей к итальянскому берегу. Спустя много лет Алексий вернулся в Рим и в городских воротах встретил отца. По законам жанра отец не узнал сына, но, будучи нищелюбивым, позволил ему в числе других бомжиков жить в его доме. Более того, Алексия не узнали ни мать, ни невеста, которая все эти годы ждала возвращения жениха (вот это верность!). И вот последующие годы Алексий живет в каморке под лестницей и (халтурно строили в IV веке!) каждый день слышит плач своих матери и невесты. Но святой - кремень! Слезами его не проймешь. Его дело - пост и молитва, и никто, кроме слуги, которому поручено заботиться о пригретых в хозяйском доме странниках, неизвестно о подвигах Алексия.
Эпилог. Торжественная папская литургия по случаю какого-то непредвиденного Божьего наказания. В тишине от престола слышится глас: "Ищите в доме сенатора (такого-то) человека Божия! Он помолится о Риме". Папа обращается к сенатору с вопросом, кто же сей неведомый молитвенник. Тот в недоумении, но рядом стоящий слуга рассказывает о святом человеке, живущем под лестницей. Папа и сенатор направляются в дом последнего и находят нищего уже умершим (на этот раз по-настоящему). В руке у нищего зажат свиток, но у почившего - хватка богатыря, и руку не разжать. Папа просит святого отдать свиток, рука разжимается, присутствующие читают свиток, в котором изложена вся выше пересказанная история.
Занавес. Отец, мать и невеста рыдают, святого Алексия хоронят с почестями. Его же и память днесь - 17 (30) марта.
Во такая история - целый роман. К нему уже в XI веку картинку нарисовали. Ее можно увидеть в "нижней" базилике Сан-Клементе в том же Риме:
Слева - Алексий встречает отца, мчащегося на белом жеребце (м.б. кобыле?, половая принадлежность неприниципиальна), а окошке за сценой наблюдает мать. В центре папа склоняется к умершему и просит: "Отдай свиток! Зачем он тебе в гробу". Справа папа читает свиток, а отец рвет на себе белые волосы.
В самой Сант-Алессио эпилог тоже очень красиво обыгран, но об этом в следующий раз.
Коль пошла такая пьянка история, скажу пару слов и о втором святом - Бонифации (со свойственным нам, русским, упрямством мы зовем его Вонифатием; это еще что - святая Цецилия на нашем ЦСЯ стала ...Кикилией! Ее нетленные мощи от смеха в раке переворачиваются, наверно). Так вот этот самый Бонифаций был управляющим и по совместительству другом сердца одной знатной римлянки. Эта дама была христианкой, но, видать, урок катехизиса про заповедь № 7 она прогуляла. Зато она любила собирать у себя в доме мощи мучеников (странное хобби, но многие известные римские дамы и девы его разделяли). И вот однажды ее потянуло на импорт, и послала она Бонифация привести какие-нибудь мощи с Востока. А он и ляпнул ей: мол, мало тебе моих мощей, что ли. А дальше история вновь становится мелодраматической. Бонифаций прибывает на корабле в какой-то город на Востоке (вроде бы в Тарс), а там как раз убивают очередную порцию христиан. Бонифаций объявляет себя христианином, его казнят, и вскорости его подружке прибывает контейнер с ценным грузом гроб с мощами. Она его вскрывает и видит тело своего друга. Занавес.
Так вот мощи обоих святых с такими удивительными житиями находятся под главным престолом базилики Санти-Бонифачо-э-Алессио. Так что сейчас пойдем туда.