Базилика Сан-Меркуриале, которую я вам показывал в прошлый раз, - это всего лишь бывшая монастырская церковь. Форли же издавна (ну уж со времен святого Меркуриалия) был центром диоцеза, и здесь, разумеется, есть кафедральный собор, имеющий нечастое для Италии посвящение Кресту.
Собор Санта-Кроче сразу же обескураживает. Такой храм в России был бы памятником архитектуры, и в него стояла бы очередь экскурсантов - как же, неоклассицизм! В Италии такой собор выглядит возмутительным новоделом, и в него, похоже, никто, кроме аборигенов, не ходит . Еще бы, его строительство под руководством архитектора Джулио Дзамбьянки (Zambianchi) завершилось всего-то в 1841 году, он всего-то на 17 лет старше Исаакиевского собора.
Удивительно, но при строительстве нового собора архитектор не позаботился о соответствующей Соборной площади; в результате неоклассический собор втиснут в средневековую городскую среду. Фотографии сделаны с самой дальней противоположной точки площади; иными словами, площади фактически нет.
Внутри, понятное дело, нас ждет неоклассический интерьер:
Росписи под сводом выполнены, похоже, еще позже; зато очень реалистично. Темой для фресок стала история святого Креста. В конхе апсиды изображена сцена Воздвижения: от прикосновения к новонайденному древу Креста оживает мертвец.
Я снова вынужден повторить надоевшую песню о плохом освещении. Цикл фресок там большой, но удалось заснять только одну - над входом.
Без поясниловки я так и не понял, что же живописец имел сказать. Похоже, что новообретенный Крест сопровождает к Константину процессия всей Иерусалимской общины (по крайней мере, легко узнаётся епископ Макарий), но при этом Крест несет Сам Христос.
В состав нового собора включены несколько капелл снесенного прежнего. В их числе капелла, посвященная местному чтимому образу БМ - Madonna del Fuoco, т.е. что-то вроде Пламенной Мадонны. Из описания я понял, что образ этот чудом сохранился, хотя содержавшая его церковь сгорела (то же мне, чудо; ПГМ в чистейшем виде). Капелла сооружена в 1619-1636 годах по проекту Доменико Паганелли. Фотография взята из Вики, посему я за странный угол наклон ответственности не несу)))
Реплика иконы вынесена в неф для просвещения туристов (все-таки заходят сюда, оказывается). Икона представляет собой ксилографию - гравюру на дереве.
С собором мы закончили, и дальше по плану предполагалось посещение местного музея Сан-Доменико. Описание в Интернете сулило много интересного (
http://www.cultura.comune.forli.fc.it/servizi/menu/dinamica.aspx?idArea=17262&idCat=16347&ID=16347&TipoElemento=categoria), стоит билет всего-то 3 евро; в конце концов, не догоню понравится, так хоть согреюсь. Но при планировании я позабыл, что в первое воскресенье месяца в довольно многие музеи бесплатный вход. При подходе к музею я вдруг перенесся во времени и пространстве в советский Ленинград: подумать только, в музей была длиннющая очередь! Вот что крест животворящий бесплатный вход делает! Пришлось от мысли о посещении Сан-Доменико отказаться и пойти к последней намеченной точке - замку Равальдино.
Чтобы объяснить, почему мне так захотелось увидеть замок, придется сделать очередное историческое отступление. На этот раз расскажу о Катерине Сфорца, графине Форли и Имолы в далеких XV-XVI веках, известнейшей женщине Ренессанса.
Катерина (1463-1509) была незаконной дочерью одного из миланских герцогов Сфорца. В юности ее выдали за Джироламо Риарио, племянника папы Сикста IV; добрый дядюшка подарил молодым два города в Романье - Имолу и Форли. Поначалу юная чета жила в Риме, но после смерти дядюшки были вынуждены уехать из столицы в свои владения. Джироламо, теперь не имеющий доступа к папской казне, стал нуждаться в средствах и поэтому начал поднимать налоги. Времена были простые и патриархальные, государственного телевидения еще не придумали, а потому возмущенные подданные, не понимающие всего величия тирана, 14 апреля 1488 года захватили дворец, убили графа, а его вдову Катерину и детей арестовали. В таких революциях всё хорошо заканчивается, если удается всё провернуть быстро. А в этом случае "быстро" не получилось, комендант замка Равальдино отказался сдать крепость мятежникам. Последние не придумали ничего лучше, как отправить на переговоры с комендантом Катерину. Вдова должна была уговорить верный ее покойному мужу гарнизон перейти на сторону мужних убийц.
Вот тут и пришёл звёздный час Катерины, навек вписавший её имя в анналы истории. Катерина, едва прибыв в замок Равальдино, объявила себя мстительницей за смерть Джироламо. Мятежники, стоявшие по другую сторону стен, тактично напомнили Катерине, что у них в руках находятся её дети от покойного Джироламо, и детей этих может настигнуть та же лютая смерть, что и их отца. Тогда Катерина, стоявшая на крепостной стене, задрала юбку (нижнее белье тогда никто не носил), показала врагам ...ну вы поняли что и заявила: "Вы можете повесить моих детей на моих глазах. Как видите, у меня есть то место, которым я нарожаю других".
Вот это ход лошадью, вы не находите?
Мятежники не решились убить детей Джироламо и Катерины. А тут вскоре к стенам Форли поспел отряд, посланный дядей Катерины миланским герцогом, и революция на этом закончилась. 30 апреля 1488 года граждане Форли склонились перед Катериной, ставшей регентшей при её старшем сыне Оттавиано.
Участие правительницы Форли и Имолы в событиях первых лет Итальянских войн я пропущу, а перейду ко второму браку Катерины. Да-да, бесстрашная воительница влюбилась в Джакомо Фео, брата того самого коменданта Равальдино, и вышла за него замуж. Джакомо был всего лишь дворянином, а Катерина - графиней, а посему брак казался современникам возмутительно неравным. Но влюбленная Катерина не замечала поначалу глухого, а потом и громкого ропота подданных. Вскоре родился заговор, который поддержали даже ее родные дети от первого брака, невзлюбившие отчима. 27 августа 1495 года во время охоты Джакомо был убит прямо на глазах Катерины. Месть вдовы была ужасной: были казнены не только сами заговорщики, но и члены их семей. Своих детей, впрочем, Катерина простила.
В 1497 году Катерина пошла под венец в третий раз: на этот раз ее мужем был Джованни Пополано Медичи, член боковой ветви знаменитого дома. В следующем году она родила ему сына и вскоре овдовела.
Пропустим еще несколько войн Катерины с соседними итальянскими государствами, и перескочим сразу в 1499 год. В этом году папа Александр VI, заручившись поддержкой французского короля, своей буллой объявил об изгнании из Романьи местных синьоров - номинально папских вассалов, но на деле давно уже независимых государей. Кампанию против изгоняемых феодалов возглавил Чезаре Борджиа. С вашего позволения я опущу разные живописные подробности той войны, вроде гомосексуальных изнасилований и просто подлых убийств, а перейду сразу к войне Чезаре и Катерины. Один из подвластных Катерине городов, Имола, сразу же перешел на сторону папского сына; второй, Форли, не выказал желания защищать правительницу. Тогда Катерина вновь, как после убийства первого мужа, заперлась в замке Равальдино и бросила вызов страшному Чезаре. На этот раз всё обошлось без публичного стриптиза, зато однажды Чезаре чуть было не попал в плен. 12 января 1500 года крепость всё же была взята штурмом, а плененная Катерина была увезена в Рим. Форли и Имола отныне перешли под контроль понтифика.
Катерина, даже арестованная и помещенная в Сант-Анджело, была грозной противницей. Александр VI даже обвинил её в попытке отравления: она-де отправила понтифику подправленное ядом письмо. Установить истинность или ложность этого обвинения уже не представляется возможным, но, согласитесь, от такой отчаянной женщины вполне можно было ожидать неприятности. В 1501 году Катерину всё же освободили по настоянию французских союзников папы, и она уехала во Флоренцию.
В 1503 году умер сначала папа Александр VI (Вы же помните легенду, что он по ошибке принял яд, предназначенный его собственной очередной жертве?), вслед за ним последовал карманный Пий III, а взошедший на римский трон Юлий II поспешил изгнать Чезаре Борджиа из Италии. Теоретически у Катерины и её сына Оттавиано появилась возможность вернуть утерянные владения, но граждане Форли и Имолы недвусмысленно отказались принять прежних властителей. Оттавиано в итоге отказался от продолжения борьбы за власть и стал епископом Витербо, а Катерина поселилась в тоскаснких владениях ее третьего покойного мужа. 28 мая 1509 года она умерла во Флоренции.
На фоне европейских монархинь, которые чаще всего, пользуясь словами Марии Лещинского, "все лежали, да рожали, да были беременными", Катерина Сфорца выглядит героической амазонкой. А уж эпизод с задранной юбкой - это вообще за гранью реальности; не всякая современная эмансипированная женщина смогла бы так поступить))) Кстати, задрав публично юбку, Катерина, сама того не понимая, выдала пророчество: самое славное её потомство произошло как раз от последнего её сына - Джованни далле Банде Нере (1498-1526). Джованни был известнейшим кондотьером; его жизнь, подвиги и смерть описал Пьетро Аретино; во Флоренции памятник этому полководцу стоит перед церковью Сан-Лоренцо. В 1537 году Козимо I, сын Джованни далее Банде Нере и, соответственно, внук Катерины Сфорца, стал герцогом Тосканы и родоначальником великогерцогской линии дома Медичи. Через Марию Медичи, внучку Козимо и правнучку форлийской амазонки, кровь Катерины оказалась в жилах членов практически всех европейских монархических домов. Как тут еще раз не вспомнить про место, которым Катерина была готова нарожать детей взамен убитых.
Коротенькое отступление закончилось. Теперь вы понимаете, что я не мог не посетить замок Равальдино, где были произнесены эти крылатые слова. Замок находится на краю исторического центра Форли, идти туда долго, но оно того стОило. Замок сохранился в целости; одна часть его, правда, отдана под тюрьму, но зато во второй части была выставка рождественских яслей. Ясли - это не по моей части, а замок я запечатлел.
Очень хочется верить, что вы все же дочитали про Катерину Сфорца. Иначе вам не понять, почему мне понравился Форли, не самый туристический город, но зато полный таких интересных исторических воспоминаний.
Со следующего раза мы с вами начинаем поход по Модене, так что не отключайтесь...