Прогулявшись по археологическому парку, будет полезно зайти и местный музей. Особенно, если уже куплены билеты))) Если без шуток, то вообще-то я давно тихо возненавидел археологические музеи и пылящиеся там черепки, вазы, камешки. Музей в Пестуме представляет собой приятное исключение: он очень просторный, экспонаты не наваливаются на зрителя и не подавляют его, да и ничего не значащих для рядового обывателя камешков нет. Все очень продуманно расставлено-разложено, много поясняющих текстов, не чужды здесь и современным нанотехнологиям, так что поход в музей был очень познавательным.
Судя по внешнему виду, музей построили при фашистах. В центре большое двусветное пространство, в котором в натуральную величину воспроизведен "верх" одного из храмов, и на должных местах помещены метопы. Удобнее всего рассматривать метопы с галереи второго этажа, тогда смотришь буквально в лицо персонажам из подвигов Геракла. По мере передвижения по галерее соответствующая метопа подсвечивается: не такая уж нанотехнология, но очень красиво.
Залы вокруг этого двусветного пространства посвящены отдельным архитектурным памятникам Пестума: трем храмам, римским постройкам, гробницам, греческим и луканским гробницам. Римский период был самым неинтересным: стандартные статуи императоров, которые можно увидеть в тысячах музеев. А вот все более ранние времена роскошны: соединение греческого и местного миров дало удивительные плоды. Ладно, прекращаю толочь воду в ступе и перехожу к основному.
А основное здесь - это многочисленные фрески из греческих и луканских захоронений. В основном изображены сражения, драки, охота - ничем другим мужики, похоже, не занимались. В одной из гробниц нарисовали весь, с позволения сказать, жизненный цикл ее владельца: он на коне, он в битве, он убит, она плачет. Некоторые примеры:
Самый известный цикл росписей был найден в т.н. Гробнице ныряльщика, названной так по самой запоминающейся фреске. Внимание! Нижеследующие фотографии могут вызвать у вас необоснованные гомофобные настроения. Они в данном случае совершенно необоснованны, но во избежание повреждения Вашего монитора пропустИте последующие изображения:
Итак, что же изображено на фресках? Кто этот ныряльщик и что делают в гробнице полуобнаженные юноши?
На фресках изображена ритуальная трапеза в честь усопшего - симпозиум. Ели и пили тогда полулежа (так, собственно, и на Тайной вечери апостолы возлежали), одеждой себя особенно не обременяли, ну а выпивши пели и плясали. Женщин на подобные мероприятия не допускали: как-никак это было религиозное действо.
А ныряльщик - это сам умерший, сигающий сломя голову в пучину неизвестности (что там за гробом, греки слабо представляли). Любопытно, что уже в христианскую эпоху на крещальной купели в Гроттаферрате был вырезан тот же мотив: в крещении человек бросается в иную жизнь, оставив прежнюю. Такая вот преемственность сюжетов.
Гробница ныряльщика - единственное на сегодняшний день древнегреческое захоронение с неповрежденными фресками. Необычно и сочетание в одной гробнице земных сцен (симпозиум) и заупокойных (прыжок в море). Обычно изображались либо одни, либо другие. Предполагается, что умерший не был греком, а каким-то образом попал в эллинскую среду, и в его голове перемешались его родные и потом усвоенные загробные представления.