Огромное число античных и древнеримских скульптур поражают своим мастерским исполнением. Обычно, все считают, что мастер брал огромный кусок мрамора и годами выдалбливал и вырезал очередной шедевр. Не спорю, были и есть такие работы. Но мало кто задумывается, что по технологии литья можно в разы сократить время изготовления шедевра, а то, и наделать множество одинаковых работ с одной формы. И такие примеры есть…
Полые колонны в Помпеях.
Обывателю трудно представить как изготавливались полые предметы. Но никого не удивляет же полый фарфоровый кувшин или ваза. Но это фарфор, скажите Вы, а то мрамор! Но мрамор, вернее тонкий его слой, имитацию, легко получить с гипса, полируя его муравьиной кислотой - об этом знает узкий круг специалистов.
Итак, вот несколько примеров:
С-Петербург
Источник Старая новость:
Студент сломал римскую статую во время "селфи". Сразу же заговорили, что это копия статуи, изготовленная гораздо позже. Возможно, возможно… А может быть нам не позволяют даже подумать, что древние умели то, что знают далеко не все современные специалисты. Про не древность римской эпохи - это отдельная тема и ее затрагивать не будем.
Источник
Терракотовые воины в Китае - тоже полые. В их случае удивляет то, что каждая фигура индивидуальна, лица не похожи друг на друга. Возможно, разные лишь головы, а тела - отливки из нескольких партий форм
Современные изделия
А вот как изготавливают современные керамические полые предметы быта, посуду.
Делают так: нужна известковая форма. В нее помещают жидкую глиняную массу (или известняковую в случае со скульптурами) и выдерживают. Форма поглощает влагу и осаживает на себе тонкий твердый слой. Лишнее сливают. Форму разъединяют.
Это показано вот на этих коротких видео-роликах:
Click to view
Ссылка Click to view
Ссылка В случае с древними колоннами и скульптурами поражает лишь их размер. Такие формы, скорее всего, редко встретишь в мастерских. Все измельчало, т.к. сейчас большое - значит дорогое по стоимости.