Очередной земляной вал (или система валов) на территории России.
Официальная историческая информация: Татарский вал - земляной вал, входивший в Белгородско-Симбирскую укреплённую линию, построенную для защиты Российского государства от набегов крымских и ногайских татар в XVII веке. В частично сохранившемся виде проходит по территории современных Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, Ульяновской областей. Идея сооружения вала приписывается подьячему Пушкарского приказа Федору Наквасину. Строительство вала началось в апреле 1647 года и продолжалось до 1655 года, но основные работы были завершены к осени 1647 года. Вал насыпался вручную крестьянами и служилыми людьми. В профиле имел вид трапеции с шестиметровым основанием и вершиной двухметровой ширины; высота достигала 3-4 метров; крутизна склонов - 25-30 градусов. С внешней, южной стороны вала, располагался ров шириной и глубиной около 2 метров; на небольшом удалении - ещё один ров глубиной 1 метр. Через каждые 10 верст вал был укреплен сторожевыми башнями.
Из 72-х километров Тамбовского вала уцелело всего 12-15 километров. Наиболее рельефно выдаются остатки вала у станции Никифоровка, у посёлка Сабурово, у сёл Заворонежское, Челнаво-Покровское, Кузьмино-Гать, Девица (Усманского р-на, Липецкой обл.), а также вблизи города Тамбова.
Так это представляют историки. Но так ли это?
Карта системы этих валов
И годы их строительства. Колоссальный объем для тех лет
Следующий участок: Усманский вал в окрестностях города Усмань (Липецкая область)
Просмотрев этот материал, сделать однозначных выводов на счет фортификации - трудно. Вал очень похож на насыпь. И его транспортное назначение нельзя отвергать.
Его фортификационное назначение, может иметь место, и то лишь в том случае, если на нем в свое время имелись надолбы: