12 сентября 2015 года состоялся третий (уже традиционный) блог-тур, организованный Кировским филиалом "t+ Group" по теплоэлектроцентралям города Кирова и области. На этот раз выбор пал на самую молодую и современную станцию - ТЭЦ-5. Напомню, что до этого мы посетили Кировскую
ТЭЦ-4 и Кирово-Чепецкую
ТЭЦ-3 с новым блоком ПГУ.
Строительство Кировской ТЭЦ-5 было начато в 1977 году. ТЭЦ предназначалась для обеспечения электрической и тепловой энергией промышленности и жилого сектора г. Кирова. Официальной датой рождения станции стало 30 декабря 1980 г., когда были введены в эксплуатацию два пиковых котла. В 1988 году Кировская ТЭЦ-5 вышла на проектную установленную мощность 450 МВт электрической энергии и 1090 Гкал/ч тепловой энергии. В проекте основным видом топливом был определен кузнецкий уголь СС, а в 1990 году станция подготовлена к работе на природном газе.
В самом начале экскурсии нас традиционно встречает директор Кировского филиала "t+ Group" Д.А. Трушков и директор ТЭЦ-5 О.Г. Анфёров.
Обязательный рассказ об истории станции. Для меня удивительным оказалось то, что станция загружена всего на 50% от своей максимальной мощности, что дает потенциал для развития города в южном направлении.
После рассказа следует инструктаж по Технике Безопасности - куда нельзя ходить, что нельзя трогать и фотографировать.
Первый пункт нашего визита - градирни, т.к. на ТЭЦ-4 мы попросту до туда не дошли, а на ТЭЦ-3 их нет.
Градирня номер 1 находится в процессе ремонта.
Градирня номер 2 ждет своей очереди.
Зачем вообще нужны градирни на ТЭЦ? Градирня или охлаждающая башня - это устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха.
Но зачем охлаждать воду там, где её нагревают? Выработанный пар в котлах поступает в турбину, где вращает лопасти вала, который напрямую соединен с электрогенератором. Прошедший через турбогенератор пар остывает и сконденсированная из него вода отправляется на охлаждение в градирню.
По специальным трубам вода подается наверх, откуда стекает по оросителю и охлаждается направленным потоком воздуха.
Из градирни вода поступает в циркуляционный канал, откуда потом специальными насосами подается в цех водоподготовки (с цехом водоподготовки можно ознакомиться в отчете с ТЭЦ-4). Рыбы здесь нет и купаться здесь нельзя - в воду добавляется специальные добавки, т.к. вода здесь техническая и используется для технологического процесса (попавшая в систему килька может принести ущерб на десятки миллионов рублей). Рядом за забором есть пруд, который был построен в качестве резервного хранилища воды в случае перебоев с городским водоснабжением.
Следующий пункт нашей экскурсии - склад угля. По пути туда идем мимо основного корпуса станции. Внешний вид здания вызывает у меня небывалый восторг, т.к. на территории царит атмосфера того самого передового СССР, когда всё было новое, красивое и современное. Ну и промышленная архитектура зданий тех времен добавляет антураж.
Проходим мимо инсталляции. Слева - высоковольтные вводы, которые эксплуатировались с 1985 года и были демонтированы в 2009 года после дефектации. Справа - лопатки 24 ступени и диафрагма 25 ступени, эксплуатировались с 1985 года на турбоагрегате №2 и были демонтированы в 2010 году при реконструкции ЦНД (Цилиндр Низкого Давления).
Трубы-трубы-трубы.
Приближаемся к конвейеру, который трудится на угольном складе.
Не стоит пугаться внешнего вида, т.к. красоту здесь наводить ни к чему, ведь главное - это стабильная и исправная работа.
Тем более, что красота на станции есть!
Верхний конвейер сгружает привезенный уголь, нижний - отправляет уголь на станцию.
Шлагбаумы из двух эпох.
На территорию станции заходит тупиковая ветка с Чухломинского.
Общая панорама всей этой конвейерной системы. Уголь с разгрузки (слева) поднимается в башню, далее по верхнему транспортеру сгружается на склад. Оттуда внизу попадает на нижний транспортер, поднимается вверх и отправляется на станцию.
Наверху трудятся бульдозеры.
А в этом здании трудится вагоноопрокидыватель - специальное устройство, которое разгружает вагоны с углем меньше, чем за минуту. Туда мы сейчас и отправимся.
Планы на расширение пиковой котельной так и остались в виде десятка железобетонных колонн.
Специально для нас сейчас опрокинут вагон с углем. Зрители в ожидании.
Одновременно можно опрокидывать 3 вагона.
Пошла выгрузка угля.
Выпадет всё до последнего камешка.
Далее - на сортировку.
Следующий вагон ожидает разгрузки.
Другой вид топлива - природный газ - приходит по трубе.
Ну а мы отправляемся в котельный цех. По пути туда идем мимо всё тех же трубопроводов - идеальный газон! Парки и скверы города позавидуют.
Массивно, монументально и красиво.
В котельной ТЭЦ-5 установлено 5 котлов - 4 штуки марки ТПЕ-429 и 1 марки ТПЕ-430. Котлы могут работать на газе, угле и мазуте (резервно).
Если все котлы поставить друг на друга, то получится конструкция высотой примерно с 50-этажный дом.
Далее отправляемся в турбинный цех. На входе размещено вот такое панно, которое объединяет атомную энергетику, теплоэнергетику и гидроэнергетику.
В турбинном цехе трудятся три турбины - одна марки ПТ-80 и 2 марки Т-185.
На данный момент в работе 2 турбины - вторая Т-185 на ремонте.
На улицу выходят токопроводы к трансформаторам.
Турбоагрегат - это не только сама турбина и электрогенератор наверху. Это еще и километры паропроводов, труб и кабелей.
Турбина ПТ-80.
Всё оборудование в работе - некоторым страшно даже близко подойти.
Аналоговое оборудование - наше всё!.
Справа - турбина, слева - генератор.
Турбина Т-185.
Вторая турбина Т-185, которая на ремонте.
Вид на 2 другие турбины.
Селфи на память.
Панорама ремонтируемой турбины.
Конечный пункт назначения - ГЩУ. Здесь он нереально крутой!
Общее фото на память!
В конце хотелось бы поблагодарить пресс-службу Кировского филиала "t+ Group" за организованную экскурсию, Д.А. Трушкова за то, что в очередной раз присутствовал с нами и ответил на все интересующие вопросы, О.Г. Анфёрова за подробный рассказ о работе станции и всех участников блог-тура за приятную компанию. Остался последний рубеж - Кировская ТЭЦ-1. Ждем!
А на сегодня всё.