Прочитал (3 месяца почти читал с перерывами)
Пархоменко Константин
Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы
М., ДАРЪ, 2009 г., 448 стр.
Серия "ПЛАНЕТ[А]ЛЮДЕЙ"
Тираж 7 000 экз.
Книга понравилась. И автор понравился. Спокойные, уверенные, непоколебимые
убеждения, очень зрелые суждения. Без фанатизма (например, ответы его супруги
гораздо более "ортодоксально религиозные"). Начитанный, эрудированный.
Необычно и интересно было читать мнение о супружеской близости и домашних
тиранах.
Бросается в глаза резкий безапелляционный негатив о большевиках, коммунистах,
советском строе - только плохое.
Не избегает острых, провокационных вопросов.
Много внимания теме духовника, духовного наставника.
Много мудрых советов, никак не связанных с религией: усыновление, отношения в
семье и т. д.
Самые подленькие, гаденькие, провокационные вопросы - от журналистов в
разделе "Диалоги с прессой". Цель таких вопросов - не что-то узнать, а
подловить собеседника, поставить его в неловкое положение, искусить в его
убеждениях. Вопросы высокомерные, без уважения. Такие вопросы неприятно читать,
они абсолютно не соответствуют общему духу книги.
На этой странице:
Краткое содержание
3 .....
От автора5 .....
Вопросы прихожан174 ...
Диалоги в Интернете330 ...
Диалоги в прессе445 ...
СодержаниеПолное содержание
3 ..... От автора
5 ..... Вопросы прихожан
5 ..... Человек в храме: традиции и обряды
14 .... Причастие
24 .... Немного о христианских добродетелях
32 .... Церковь
41 .... Воскресение Христово
58 .... Учение Церкви об Ангелах
74 .... Целительство
84 .... Супружество глазами Церкви
114 ... Можно ли? Нужно ли?
126 ... Богословские вопросы
174 ... Диалоги в Интернете
174 ... Вопросы, заданные на сайте www.azbyka.ru
286 ... Вопросы, заданные в 2005 году на сайте www.foma.ru
330 ... Диалоги в прессе
330 ... О Божией Матери...
350 ... О преображении, святости, духовном прогрессе человека по учению Православной Церкви
378 ... О святости и святых
394 ... Освящение жилища
404 ... О семье и детях
415 ... Дети в христианской семье и другое
433 ... О Церкви и о священстве
445 ... СодержаниеЦитаты
стр. 64. Священное Писание совершенно конкретно указывает, что Ангелы находятся не в равном положении, но м... стр. 101. Что значит "грех", "не грех"? Грех - это ведь не то, что по каким-то непонятным причинам запрещено... стр. 101. Во-первых, христианская семья начинается с церковного Таинства, Таинства брака, Таинства благослов... стр. 221. - Здравствуйте, батюшка! Мы с семьей живем у моих родителей. Моя мама всячески доводит меня, моих ... стр. 295. Исходя из собственного опыта, мы советовали бы не усыновлять, но оформлять опекунство. Впрочем, ес... стр. 317. Если вы настоящий христианин, то любой выбранный путь жизни (или одиночество, или брак) - если это... стр. 319. - Скажите, как Вы считаете, стоит ли скрывать родителям, усыновившим ребенка, что он их не родной ... стр. 377. - Есть ли эволюция, позитивное преображение человека в истории, или люди те же, что и раньше? Ниче... стр. 392. Апостол - подвижник, проповедовавший и распространявший Слово Божие (обычно из числа 12 или 70 апо... стр. 64
Священное Писание совершенно конкретно указывает, что Ангелы находятся не в
равном положении, но между ними есть большие и меньшие.
В Библии мы находим упоминания нескольких различных чинов ангельских существ:
Архангелов, Херувимов, Престолов, Господств, Начальств, Властей, Сил. Всего
семь.
стр. 101
Что значит "грех", "не грех"? Грех - это ведь не то, что по каким-то
непонятным причинам запрещено нам Богом. Дословный перевод греческого слова
"грех" - непопадание в цель. И этот дословный перевод очень точно отражает
смысл понятия. Грех - не нечто притягательное, но запретное. Грех -
то, что препятствует нам приближаться к нашей цели - Богу. Поэтому брак
- не грех, христианская семья имеет все возможности возрастать в Боге.
Блуд - грех, он тормозит душу на её духовном пути.
стр. 101
Во-первых, христианская семья начинается с церковного Таинства, Таинства брака,
Таинства благословения начала совместной жизни молодых людей. Это очень важный
момент для глубоко верующих людей. Мы просим благословения Божиего и на более
мелкие предприятия, тем более не можем не попросить на такое нелегкое и
ответственное дело, как построение семьи. Если деньги, давление родителей или
что-то ещё пока для вас более значимо и важно, чем Божия помощь, то лучше пока
подождать с началом семейной жизни. Такая семья не возвысится до уровня
подлинной христианской семьи, так как изначально ваша семья ориентирована более
на мирские ценности и приоритеты, нежели на божественные.
стр. 221
- Здравствуйте, батюшка! Мы с семьей живем у моих родителей. Моя мама всячески
доводит меня, моих детей и мужа до нервного срыва и выгоняли нас, а мужа
грозились в милицию сдать (хотя сами говорили, что гордятся своим зятем). После
одного скандала отец подошел ко мне и стал успокаивать (у меня была истерика).
Он говорил, что очень меня любит, что наша мать любого до психушки доведет и при
этом чуть не плакал. Когда возник очередной скандал, он из-за маминой спины
кричал, что мы психопаты, больные и нам надо вызвать 03 (психиатрическую). Разве
можно так предавать собственного ребенка? Эта ситуация повторялась дважды и
каждый раз он меня предавал. А я ему так верила!!!
- Действительно, читаем: "Почитай отца твоего и мать..." Много раз мы читаем эти
слова, но из истории знаем, что в ветхозаветной реальности многие родители
спекулировали на этом.
Во времена Христа к этой заповеди многие иудеи относились весьма прохладно. На
словах ее соблюдали, а в реальности было много лазеек, чтобы ее соблюдение
обойти.
Вот почему Христос, да и апостолы так настойчиво напоминают эту заповедь, а
также добавляют совет родителям: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших" (Еф.
6, 4; Кол. 3, 21).
Отметим: "Не раздражайте!"
Многие родители этого не понимают. Мне в пастырской деятельности приходится
встречаться со случаями вопиющего неуважения к детям (как малым, так и
взрослым), и хамства, потребительства - со стороны родителей.
Мириться с этим не следует! Смиряясь, как минимум мы потакаем греху, поощряем
грех, хоть, как ни страшно об этом говорить, это грех не кого-то иного, а наших
родителей.
Опыт показывает, что, если отнестись к такому поведению родителей жестче,
родители вдруг меняются в... лучшую сторону. Бывает, что, увидев в детях силу
(неподозреваемую дотоле), родители начинают детей больше уважать, с ними
считаться. И уже не навязывают свое мнение, уже прислушиваются.
стр. 295
Исходя из собственного опыта, мы советовали бы не усыновлять, но оформлять
опекунство. Впрочем, если берете младенца и не хотите раскрывать ему тайну его
рождения, может, и имеет смысл как раз усыновлять. Другое дело, когда вы будете
брать ребенка сознательного возраста (от 5 лет). Пусть ребенок знает, что вы
любящие мама и папа, но лучше, чтобы он знал, что в семье, в которой он теперь
живет, никто никому и ничего не обязан! Что люди в семье живут по любви, а не по
обязанности. Пусть знает: если кто-то всем своим поведением показывает
пренебрежение и ненависть к другим членам семьи, то совместной жизни не будет.
Если ребенок уже сознательный, это лучше объяснить сразу и не давать забывать.
Это не должно звучать: будешь с нами жить, пока ведешь себя прилично. Но: мы
тебя любим, поэтому принимаем в свою семью. Но любовь - это труд. Ты тоже
должен трудиться над ней. Стараться не причинять нам боли. Потому что бывают
ситуации, когда родители очень любят ребенка, а ребенок в ответ делает зло,
сознательно и дерзко: мол, никуда родители не денутся.
Пусть знает: все свободны. Можно объяснить: мы тебя любим и будем любить всегда,
но и ты должен делать так, чтобы жить с тобой было радостно. Если ребенок
начинает вести себя так, что жить с ним становится невозможно, значит, он не
признает законов семьи, значит, она его не устраивает и он не хочет в ней жить.
В таком случае ребенок в семье не будет жить, так всем будет лучше, и это его
свободный выбор.
стр. 317
Если вы настоящий христианин, то любой выбранный путь жизни (или одиночество,
или брак) - если этот путь проходить, как учит Церковь, - приведет
вас к спасению. И любой путь, если недостойно его проходить, приведет к
погибели.
стр. 319
- Скажите, как Вы считаете, стоит ли скрывать родителям, усыновившим ребенка,
что он их не родной сын? И если они будут говорить ему: ты родной, не будет ли
это ложью? А ведь христиане не должны обманывать?
- Думаю, что в семье, в которой все живут в любви и взаимопонимании, никаких
тайн, ничего недосказанного, скрываемого, быть не должно. Семья живет в любви и
мире, и никаких секретов, "тайн" у родителей от детей (и наоборот) нет.
Но это не значит, что родители обязаны все до конца рассказать малышу, если он
приемный, про то, как он к ним попал. Этот вопрос, кажется, нельзя механически
подводить под категорию: честно-нечестно. Поясню, что я имею ввиду.
Я считаю, что усыновление - это акт принятия ребенка в семью. Все. Теперь
он навсегда - сын или дочь. Без каких бы то ни было оговорок. И если его
не выносила мама 9 месяцев, если его забрали не из роддома, а детдома в возрасте
нескольких месяцев, что с того? Он НАСТОЯЩИЙ сын, она НАСТОЯЩАЯ дочь.
И родители так и должны о своем приемном малыше говорить как о родном, непремено
и только как о родном!
И радоваться, если им говорят не знающие их ситуации: какой у вас замечательный
малыш, как он на вас похож.
Тогда у ребенка, если он с младенчества знает, что он - сын или дочь своих
родителей, не будет никаких вопросов. И подозрений.
Он может спросить: а вы меня ждали?
Ответ будет совершенно честным: да, любимый, ждали, молились, чтобы Господь
подарил нам малыша. И вот он у нас появился.
Едва ли ребенок будет настаивать, чтобы мама рассказала, как она "носила его в
животике". Это уже какое-то нездоровое, недетское любопытство.
стр. 377
- Есть ли эволюция, позитивное преображение человека в истории, или люди те же,
что и раньше? Ничего не меняется, меняются лишь отдельные, способные на это
индивидуумы?
- Давайте попробуем создать скульптуру более совершенную, чем Венера Милосская.
Или написать картину более сильную, чем "Джоконда"...
Не получится. Почему? Потому что дух человеческий остается таким, каким был и
тысячелетия назад. Технически, несомненно, мы прогрессивней. Но духовно,
нравственно... Нет. Продуманы какие-то социальные институты, отменено (в Европе)
рабство, изменилось (опять же в Европе) отношение к женщине. (Кстати сказать,
эти изменения обусловлены влиянием именно христианской культуры.)
В Азии осталось все так же, как и тысячелетия назад.
Да и в Европе, этом цивилизованном мире, в котором все ведут себя нравственно,
потому что привыкли, не отдают себе в этом отчета, случись что
катастрофическое...
Человеческий дух - бессмертный, богоподобный, способный к обожению,
- создан был раз и навсегда. И он пребывает в человеке неизменным -
во все века и тысячелетия. Мы, может, знаем больше, перед нами уже опыт
предыдущих поколений, но мы такие же люди, как и они.
стр. 392
Апостол - подвижник, проповедовавший и распространявший Слово Божие
(обычно из числа 12 или 70 апостолов Христовых).
Равноапостольный - тот, кто по своим делам уподобился апостолам (например,
св. Нина, просветительница Грузии, св. Владимир, креститель Руси, и др.).
Святитель - подвижник в сане епископа
Бессребреник - тот, кто за свои труды при жизни не брал никакой платы
(например, свв. врачи Косьма и Дамиан).
Мученик - тот, кто убит или замучен до смерти за Христа.
Благоверный - мирянин, всю свою жизнь подвизавшийся в истинной вере и
добрых делах (например, св. кн. Александр Невский).
Исповедник - тот, кого мучили за Христа, но кто все-таки остался жив.
Страстотерпец - тот, кто претерпел насильственную смерть, но не за Христа,
а за правое дело, и, будучи христианином, воспринял это как крест Божий.
Преподобный - монах.
Праведный - обычно подвижник, живущий в миру.
Юродивый - подвижник, ведущий аскетическую жизнь в нетрадиционной форме.