В продолжении вот этого
"поста" и по случаю дня рождения Евгения Пинака
В начале 30-х гг. XX века командование японской императорской армии, накопившее к этому времени солидный опыт морских десантных операций в японо-китайской, русско-японской и 1-й Мировой войнах и имевшее в своём распоряжении хорошие образцы десантно-высадочных средств, задумалось о десантном транспорте совершенно нового типа. Это должно было быть крупное, мореходное, с хорошей дальностью плавания судно специальной постройки, способное брать мелкие (а потому маломореходные и не обладающие достаточной дальностью плавания) десантно-высадочные средства на борт и доставлять их к участку высадки десанта.
Собственно говоря, в такой схеме не было ничего нового - и до этого для высадки десантов японская армия фрахтовала гражданские суда, на которые принимались более мелкие плавсредства которые, собственно, и доставляли десантников к берегу. Но по итогам высадки 11-й дивизии в 1-м шанхайском политическом инциденте 01.03.1932 г. у Циляокоу, было сочтено, что традиционный порядок десантирования нуждается в пересмотре. Хотя высадка прошла успешно, из неё были сделаны следующие выводы:
а) Обычный метод спуска десантно-высадочных средств на воду увеличивает время якорной стоянки и тем обесценивает эффект внезапности.
б) Пересадка войск с транспортных судов на десантные катера перед лицом противника рискованна.
в) Использование из-за мелководья малоразмерных грузовых судов снижает разнообразие десантных средств и уменьшает их количество.
(Это хорошая иллюстрация к широко распространённому «мнению», что, мол, пока у японцев всё шло хорошо, они не делали никаких выводов и ничему не учились, ага).
Таком образом, новый десантный транспорт должен был быть достаточно крупным чтобы нести возможно большее количество десантно-высадочных средств. А также иметь возможность спускать их на воду быстро и, желательно, уже загруженными, а классический метод спуска их на воду с верхней палубы при помощи грузовых стрел, с последующей пересадкой/перегрузкой в них личного состава и техники (а иного просто не существовало) был достаточно медленным, со всеми вытекающими недостатками. Кроме всего прочего было весьма желательно обеспечить высаженный десант, собственной воздушной поддержкой, важность которой командование японской армии начало осознавать ещё перед 1-й Мировой войны и практически проверило это положение при осаде Циндао. Так что новый десантный транспорт должен был обеспечить ещё и транспортировку авиации и подъём её в воздух прямо с борта транспорта, избегая перегрузки на десантно-высадочные средства.
Первоначальный проект плавучей базы десантно-высадочных средств R-1 («R» - сокращение от «Rikugun») был подготовлен к концу 1932 г., со следующими ТТХ:
- длина 445 футов;
- ширина 60 футов;
- осадка 20 футов;
- водоизмещение около 8600 тонн;
- главные механизмы: 3 дизеля по 4000 л.с.;
- скорость около 20 узлов;
- вооружение: 4 75-мм зенитные пушки тип 88.
(Извиняюсь за качество, но лучше нету, зато весьма наглядно.)
Проект имел ряд очень интересных черт.
В носовой части транспорта располагалась короткая взлётная палуба. Самолёты размещались в ангаре под ходовым мостиком и в трёхъярусном ангаре в носовой части транспорта, связанном с ангаром под ходовым мостиком самолётоподъёмником (голубой цвет на схеме ниже). Всего предусматривалось разместить 10 истребителей тип 92 и 4 2-моторных разведчика-бомбардировщика тип 92, которые должны были взлетать с транспорта свободным разбегом. Ещё 2 разведчика тип 88 должны были храниться в полуразобранном состоянии в палубном хранилище в кормовой части транспорта. Для их запуска предназначались две катапульты флотского образца. Посадка самолётов обратно на транспорт не предусматривалась.
В кормовой части транспорта располагалась док-камера на 12 танкодесантных катеров типа «дайхацу». При открытии лацпорта камеры она затапливалась, и катера выходили из неё своим ходом. Палубой выше располагался ангар для десантных катеров на 4 «дайхацу» и 17 пехотнодесантных катеров типа «сё̄хацу» (зелёный цвет на схеме ниже). Спуск их на воду производился по двум выдвижным слипам по сторонам от лацпорта док-камеры. Ещё 16 «сё̄хацу» устанавливались вдоль бортов транспорта на поворотных шлюпбалках.
На этом этапе к работе над проектом подключились специалисты МТД. С их участием исходный проект R-1 был кардинально переработан. От взлётной палубы, авиационного ангара в корпусе и док-камеры отказались, а взамен на транспорте появилась обширная надстройка, в которой и разместился авиационный ангар (в целях секретности обозначенный как палуба для перевозки лошадей). Он вмещал до 12 самолётов (6 истребителей тип 91 и 6 разведчиков-бомбардировщиков тип 92 (по другим данным - лёгких бомбардировщиков тип 97 [1]) или 13 истребителей тип 91).
Для удобства размещения самолётов отсеки энергетической установки, а с ними и дымовая труба, были сдвинуты в корму транспорта. Сама же ЭУ стала одновальной паротурбинной.
Так как взлётная палуба отсутствовала, то подъём самолётов в воздух должен был осуществляться двумя катапультами тип Курэ, № 2, модель 3, модификация 2, установленными побортно перед надстройкой.
Для обучения взлётам с катапульты 3 офицера штаба авиации армии были откомандированы в авиагруппу морской авиации «Ёкосука», чтобы научиться управлять разведчиком тип 90 и освоить старт с катапульты.
22 десантных катера типа «дайхацу» располагались в специальном ангаре на средней палубе, который был оснащён системой быстрого спуска их на воду. Под подволоком ангара по обоим бортам были протянуты тянущие стальные тросы с приводом от 30-тонных электрических лебёдок. Десантные катера соединялись с тянущим тросом двумя тросами-поводками - носовым и кормовым. При включении привода катер протаскивался к корме на специальные «качели» (при этом первым отдавался кормовой поводок) и когда центр тяжести катера оказывался позади поперечной оси «качелей» отдавался носовой поводок, «качели» поворачивались и опускали катер на слип, с которого он и сходил на воду под собственным весом, кормой вперёд. Система позволяла спускать на воду полностью загруженные (например, с танком) катера. Для облегчения схода катеров на воду в кормовые дифферентные цистерны транспорта принималась вода.
Ближе к миделю с обоих бортов транспорта были устроены удлинённые лацпорты оснащённые установленными под подволоком ангара кранами. В рабочем положении консоль крана выдвигалась за борт, через специальный проём над лацпортом и с неё катера спускались на воду.
Перед ангаром, на той же средней палубе имелось помещение, в котором могло разместиться ещё 3 «дайхацу» (при этом в них могли быть вложены, по типу матрёшки катера типа «сё̄хацу»). Эти катера извлекались через люк в верхней палубе и спускались на воду носовой 30-тонной тяжёлой стрелой.
На крыше надстройки попарно устанавливались 16 «сё̄хацу».
На верхней палубе перед надстройкой штатно должны были размещаться 4 быстроходных катера-разведчика, а позади надстройки - 4 бронекатера, которые спускались на воду тяжёлыми стрелами. Но вместо них можно было брать на борт дополнительные десантные катера, т.о., точное число принимаемых «Синсю-мару» десантных катеров варьировалось, в том числе и от наличия на борту других плавсредств [2].
(Красивая, но не вполне корректная графика «Синсю-мару». Вместо кормовой (5-й) пары «сё̄хацу» на крыше надстройки с каждого борта должно быть по 75-мм зенитному орудию, а вот в отношении катеров на баке и юте - всё точно.)
За два дня до спуска «Синсю-мару» на воду произошла катастрофа с миноносцем «Томодзуру», после которой принятые для кораблей японского флота параметры остойчивости были кардинально пересмотрены, что повлекло и изменения в их конструкции. «Синсю-мару», высокий надводный борт (как следствие - большая парусность) и малая осадка которого, неблагоприятно сказывались на остойчивости, тоже не избежал этого. С целью повышения остойчивости транспорта, в проект было внесено изменение, заключавшееся в возможности приёма водяного балласта. Заодно усилили конструктивную подводную защиту, улучшив разделение на водонепроницаемые отсеки. Всё это увеличило водоизмещение на испытаниях «Синсю-мару» на 1600 тонн.
На этом, однако, изменения не закончились. Наличие обширного ангара для десантных катеров расположенного непосредственно у ватерлинии вызывало определённые опасения с точки зрения непотопляемости транспорта. И чтобы эту самую непотопляемость улучшить, специалистами арсенала флота Майдзуру была спроектирована, и уже после ввода «Синсю-мару» в строй, установлена на нём система КПЗ, включающая 2 ПТП толщиной 25-мм из стали DS. (В дальнейшем появился план оснастить его ещё и булями, но это не удалось осуществить из-за начавшейся японо-китайской войны).
Вообще, как показывает история проектирования и постройки «Синсю-мару» флотские специалисты немало помогли своим армейским коллегам, в этом новом для тех деле.
(Это к ещё одному широко распространённому «мнению», что де между японскими армией и флотом чуть ли не «гражданская война» шла, как нам порой повествуют разные недалёкие люди).
«Синсю-мару» был заложен на верфи «Харима» 08.04.1933 г., спущен на воду 14.03.1934 г., введён в строй 15.12.1934 г., со следующими ТТХ [3]:
- водоизмещение: 7100 т (стандартное), 8108 т (полное);
- длина максимальная 144 метра;
- ширина максимальная 22 метра;
- осадка 4,2 метра;
- главные механизмы: 2 паровых котла типа «Кампон», 1 паровая турбина типа Исикавадзима мощностью 7500 л.с. ;
- скорость 20,4 уз. ;
- дальность плавания 7000 миль;
- вооружение: 4 75-мм зенитные пушки тип 88, 4 20-мм автомата тип 98.
Проектная нормальная десантовместимость транспорта составляла 1200, максимальная 2000 (по другим данным - 2200) человек. Последняя цифра примерно эквивалентна численности японского пехотного батальона, развёрнутого по штату военного времени, с приданными средствами усиления (танковые, артиллерийские, инженерные, транспортные и медицинские подразделения). В современной терминологии - батальонная боевая группа.
После завершения постройки транспорт перешёл на арсенал флота Курэ, где на нём были установлены катапульты. Сведения об испытаниях довольно скудны, но по имеющимся данным кроме полагающихся по проекту разведчиков-бомбардировщиков тип 92 испытывались также разведчик-бомбардировщик тип 94 (Ки-4) и самолёт непосредственной поддержки - разведчик тип 98 (Ки-36) [4]. Однако по завершении испытаний было установлено, что в мирное время, с целью сохранения секретности, катапульты должны быть демонтированы. И устанавливаться на транспорт они должны быть лишь в случае необходимости проверок, испытаний, обучения и тренировок. В силу данного обстоятельства, катапульты на «Синсю-мару» использовались очень редко, а в боевой обстановке всего один раз под Шанхаем.
Следует отдать армейцам должное - они ставили вопрос о возвращении в проект взлётной палубы ещё на этапе постройки «Синсю-мару», но строительство зашло уже далеко, чтобы ставить взлётную палубу достаточной длины (а ставить короткую не имело никакого смысла, она не гарантировала взлёт самолётов свободным разбегом, собственно из-за этого её и убрали из исходного проекта R-1). И было принято мудрое решение оставить всё как есть, принять «Синсю-мару» после достройки для опытно-боевой эксплуатации, а взлётную палубу внедрить на следующем десантном транспорте - будущем «Акицу-мару» (но это уже другая история).
Таким образом, к середине 30-х годов японская императорская армия имела в своём распоряжении десантный комплекс, включавший в себя:
- собственно десантные катера двух базовых типов (условно пехотнодесантные и танкодесантные);
- бронекатера, предназначенные для сопровождения десантно-высадочных средств к берегу и непосредственной огневой поддержки десанта;
- быстроходные катера для разведки и связи (двух основных типов);
- и, наконец специализированное транспортое судно-база, которое могло принять всё это великолепие на борт и доставить в любую точку вражеского побережья, где и выгрузить их собственными силами.
Часть пехотных дивизий получила специальную десантную подготовку, прежде всего 5-я, а также 11-я и 12-я [5] (насчёт остальных дивизий точной информации не найдено, но представляется весьма вероятным, что как минимум их офицеры получали теоретическую подготовку).
Эти три дивизии получили неформальное обозначение «специальных» (特定師団) и в их составе были образованы т.н. судовые инженерные роты (船舶工兵中隊) которые по мобилизации развёртывались в отдельные инженерные полки (позднее получившие обозначение судовые инженерные полки, вероятно с той целью чтобы отличать их от обычных инженерных (сапёрных) полков).
После начала «Китайского политического инцидента» (2-й японо-китайской войны) к числу «специальных» дивизий добавились ещё две - 6-я и 18-я.
Пять армейских дивизий имеющие полноценную десантную подготовку, вкупе с морской пехотой флота, прекрасно оснащённые разнообразными десантно-высадочными средствами, стали сильным аргументом в войне с Китаем и грядущей войне за Великую Восточную Азию.
А плавучие базы десантно-высадочных средств японской армии получили дальнейшее развитие.
[1] Последнее маловероятно, т.к. ТТЗ на проектирование будущего лёгкого бомбардировщика тип 97 (Ки-30) было выдано только в 1936. Вероятнее всего, данная информация отголосок каких-то более поздних планов в отношении размещения на «Синсю-мару» этих машин.
[2] На оригинальной схеме «Синсю-мару», с которой воспроизводятся практически все его современные изображения, перед надстройкой показаны 4 «дайхацу», с вложенными в них «сё̄хацу», а позади надстройки - пара быстроходных катеров-разведчиков и пара бронекатеров.
[3] Следует отметить, что в разных источниках, в т.ч. и японских ТТХ «Синсю-мару» слегка варьируют.
[4] Если информация по этому последнему верна, то получается, что испытываться он должен был уже значительно позже приёмных испытаний «Синсю-мару», т.к. на их момент его ещё не существовало в природе.
[5] Интересно, что советская разведка насчитала 5 таких дивизий: 5-ю, 7-ю, 8-ю, 12-ю и 14-ю.
Ну, и немного альтернативы, как же без неё?
В реальности «Синсю-мару» не имел «прямых потомков», а развитие плавучих баз десантно-высадочных средств японской императорской армии пошло по двум линиям: плавбазы, имеющие взлётную палубу и способные нести авиацию и плавбазы без таковой палубы и авиацию нести не способные. На этих последних отказались от протяжённой надстройки, каковой обладал «Синсю-мару» и они получили силуэты максимально приближённые к силуэтам обычных грузо-пассажирских судов гражданского флота. Однако, сложно сказать насколько требование одновидности силуэта с гражданским судном было так уж необходимо. И вот я подумал, а что могло бы быть, если продолжить линию «Синсю-мару»?
При проектировании следующей плавучей базы десантно-высадочных средств (условное обозначение проекта - R-2) было решено отказаться от авиационного ангара и катапульт. По результатам учений проведённых на «Синсю-мару» запуск самолётов с катапульт был сочтён непрактичным, а увеличение дальности полёта новых армейских самолётов (включая и истребители) в большинстве случаев позволяло теперь перебрасывать авиацию на захваченный плацдарм своим ходом. В случае же особой необходимости задачу переброски авиации десанта должны были взять на себя плавучие базы со взлётной палубой, которые должны были строиться параллельно (тип «Хэй»).
Новая плавбаза в целом сохранила обводы «Синсю-мару», лишь были незначительно увеличены длина и ширина корпуса. За счёт отказа от авиационного ангара высота надстройки была понижена на одну палубу, а также её ширина была вписана в обводы корпуса. Уменьшение высоты и ширины надстройки, вместе с некоторым увеличением осадки, улучшило остойчивость транспорта. Был добавлен полубак, что увеличило число помещений для экипажа и десанта и одновременно улучшило мореходность.
Была перепроектирована энергетическая установка, она стала двухвальной и её отсеки от кормы были смещены к миделю.
Общее количество десантно-высадочных средств было немного уменьшено, но зато транспорт получил возможность брать на борт новые танкодесантные катера типа «току дайхацу» (N-LB-D) (идея состояла в том чтобы можно было одномоментно высадить роту новейших средних танков: 10 «Чи-ха» и 2 «Ха-го»). Также было усовершенствовано грузовое оборудование и усилена зенитная артиллерия.
Артиллерийское вооружение: 6 75-мм зенитных пушек тип 88, 4х2 20-мм автомата тип 98, в судовом варианте.
Как и «Синсю-мару» новая плавбаза получила конструктивную подводную защиту (с постройки) и имела гидроакустическое вооружение.
Штатный вариант загрузки ДВС:
- шлюпочная палуба (палуба надстройки): 12 «сё̄хацу» (SB-C) установленных попарно (спуск на воду 6-ю парами поворотных шлюпбалок);
- средняя палуба (ангар десантных катеров): в двух средних рядах по 5 «току дайхацу» и 1 «дайхацу» (LB-D); в двух боковых рядах по 5 «дайхацу» (спуск идёт со средних рядов через кормовые слипы);
- полубак: 4 быстроходных (разведывательных) катера тип «Ко̄» (HB-K) (спуск на воду 30-тонной стрелой) и 2 быстроходных (разведывательных) катера тип «Оцу» (HB-O) (спуск на воду 2-мя парами поворотных шлюпбалок, в повседневной эксплуатации эти катера служили для собственных судовых нужд);
- ют: 4 бронекатера (AB-тэй) (спуск на воду 2-мя 40-тонными стрелами).
Итого: 4 бронекатера, 4 быстроходных катера «Ко̄», 2 быстроходных катера «Оцу», 10 «току дайхацу», 12 «дайхацу», 12 «сё̄хацу».
При необходимости могла быть осуществлена взаимозамена плавсредств. Так вместо 10 «току дайхацу» в ангар можно было принять 12 «дайхацу», а быстроходные катера «Ко̄» и бронекатера также могли заменяться на «току дайхацу» или «дайхацу», в разных сочетаниях. При этом в танкодесантные катера могли быть вставлены дополнительные пехотнодесантные «сё̄хацу». Т.о. полная вместимость плавбазы «в попугаях» в «дайхацу» и «сё̄хацу» составляла: 32 «дайхацу» (24 в ангаре и по 4 перед надстройкой и позади неё) и 20 «сё̄хацу» (12 на шлюпочной палубе и 8 в танкодесантных катерах на полубаке и верхней палубе).
На рисунке показан один из «промежуточных» вариантов загрузки: 2 бронекатера, 2 быстроходных катера «Ко̄», 2 быстроходных катера «Оцу», 12 «току дайхацу», 14 «дайхацу», 14 (16) «сё̄хацу».