В продолжении вот этого
"поста".
Первые же испытания «Синсю-мару» продемонстрировали полный успех идеи специального десантного транспорта - плавучей базы десантно-высадочных средств.
Естественно, что у командования японской армии появилось желание этот успех развить.
Было сочтено, что для обеспечения десантных операций армии необходимо иметь специальные суда (特種船) (плавучие базы десантно-высадочных средств) трёх основных типов:
- тип «Ко̄» [1] (甲型) - на базе грузопассажирского судна водоизмещением 8000 (позже - 10000) тонн;
- тип «Ко̄ малый» (甲(小)型) (позднее переклассифицированный в тип «Оцу» [2] (乙型)) - на базе грузопассажирского судна ледового класса водоизмещением 4000 (позже - 5000) тонн для действий в северных водах;
- тип «Хэй» [3] (丙型) - на базе грузопассажирского судна водоизмещением 8000 (позже - 10000) тонн, на которых предусматривалась установка взлётной палубы.
В мирное время это должны были быть обыкновенные (ну, почти) грузопассажирские суда, эксплуатируемые различными гражданскими судоходными компаниями (для снижения нагрузки на армейский бюджет). С объявлением мобилизации они реквизировались армией, и проходили ускоренное переоборудование в плавучие базы десантно-высадочных средств. При этом для типа «Хэй», о котором в рамках данной заметки мы и будем говорить, предусматривалось два варианта переоборудования:
- 1-й - 2-я (средняя) палуба приспосабливалась для размещения и быстрого спуска на воду через кормовой лацпорт десантных катеров типа «дайхацу» (дополнительные катера брались на верхнюю палубу и спускались на воду штатными тяжёлыми грузовыми стрелами) (эта же схема действовала и в отношении судов типов «Ко̄» и «Оцу»);
- и 2-й - над корпусом настилалась взлётная палуба, а в образовавшемся под ней объёме размещались самолёты (взамен в этом варианте исключалась возможность принимать десантные катера иначе, чем в ангар).
Сверху вниз: конфигурация мирного времени, конфигурация военного времени с полной загрузкой десантными катерами, конфигурация с полётной палубой.
Первое судно типа «Хэй» (и вообще второе после «Синсю-мару» «специальное» судно армии) - будущее «Акицу-мару» (あきつ丸), было заложено всё на той же верфи «Харима» 17.09.1940 г.
Поскольку строительство судна пришлось на японо-китайскую войну, то с гражданской конфигурацией решили не заморачиваться и не мудрствуя лукаво его сразу достроили со взлётной палубой.
«Специальное» судно «Акицу-мару» было спущено на воду 24.09.1941 г. (в тот же день и получило имя) и введено в строй 30.01.1942 г., со следующими ТТХ:
- водоизмещение: 9190 т;
- длина максимальная 152,12 метра;
- ширина максимальная 19,5 метра;
- глубина корпуса 11,5 м.
- осадка 7,857 метра;
- главные механизмы: 4 3-коллекторных водотрубных паровых котла, 2 2-ступенчатых ТЗА типа Исикавадзима суммарной мощностью 12000 л.с.;
- максимальная скорость 21 уз.;
- вооружение: 2 75-мм зенитные пушки тип 88, 10 75-мм полевых пушек тип 38 на корабельных станках [4], 60 глубинных бомб, гидрофон.
1 - взлётная палуба, 2 - авиационные платформы, 3 - 75-мм орудие тип 38, 4 - 3-тонная стрела, 5 - самолётоподъёмник, 6 - 75-мм зенитное орудие тип 88, 7 - кормовой лацпорт.
Cобственником «Акицу-мару» была судоходная компания «Ниппон кайун» (日本海運).
Исходный проект предполагал трёхостровное судно с полубаком, средней надстройкой и полуютом, с размещением ЭУ в средней части корабля. При строительстве среднюю надстройку выше уровня палубы средней надстройки (бридждек) достроили в виде двух узких башен по обоим бортам судна (как у плавдока), в которых разместили часть жилых и служебных помещений, со свободным пространством в средней части. Эти башни с пространством между ними образовали подобие авиационного ангара. Взлётная палуба была настелена поверх надстройки двумя уровнями выше на уровне шлюпочной палубы. Её длина составляла 127 м, максимальная ширина - 21 м. В средней части она опиралась на стенки средней надстройки, в оконечностях - на V-образные стойки.
Дымоходы котлов вывели в вертикальную трубу на правом борту. Также на правом борту установили очень компактную 3-ярусную островную надстройку и треногую фок-мачту для растяжки радиоантенн и сигналопроизводства.
Палубу средней надстройки продлили в нос до полубака и в корму до самолётоподъёмника узкими (около 10 м) платформами, не доходящими до бортов судна. На этой палубе и платформах должны были размещаться перевозимые самолёты десанта. За исключением средней части, это пространство было открыто с бортов. Таким образом, установленные на носовой и на кормовой платформе самолёты имели лишь частичную защиту от непогоды в виде полётной палубы сверху. Для подъёма самолётов на взлётную палубу предназначался один самолётоподъёмник, с асимметричной платформой длиной ~10 и шириной ~14 м, установленный непосредственно перед полуютом. Проектом предусматривалось размещение 13-ти истребителей тип 97 (Ки-27) [5]. Взлёт самолётов должен был осуществляться свободным разбегом, посадка самолётов обратно на транспорт не предусматривалась. В силу последнего обстоятельства, взлётная палуба не имела специфического оборудования (финишеры, светотехническая система наведения на посадку, разметка, сигнальные огни и т.п.). Фактически взлётная палуба имела только ветрозащитный щит очень простой конструкции.
Для погрузки самолётов в порту имелась одна 3-тонная грузовая стрела, основанная на грот-мачте, установленной в диаметральной плоскости транспорта на полуюте.
2-я палуба (средняя) была переоборудована под ангар для десантных катеров. Был оборудован кормовой лацпорт с парой «качелей», установлены мощные лебёдки, а под подволоком основаны тянущие тросы. Система размещения катеров и спуска их на воду (подъёма с воды) была почти полностью одинакова с таковой у «Синсю-мару», с незначительными изменениями. Так спусковые пути и «качели» теперь располагались у ДП транспорта, а бортовые лацпорты не оборудовались вовсе. Всего в ангаре можно было разместить до 27-ми «дайхацу» в 4-х продольных рядах (по 8 в двух средних рядах, 6 в ряду левого борта и 5 в ряду правого борта (место потребное для размещения ещё 1-го катера на правом борту было занято котельными дымоходами)).
1 - 1-й трюм, 2 - 2-й трюм, 3 - 1-я топливная цистерна, 4 - 1-е КО, 5 - 2-е КО, 6 - МО, 7 - 3-й трюм, 8 - рефкамеры, 9 - кормовая дифферентная цистерна, 10 - румпельное отделение.
Наконец-то японская армия заполучила десантный транспорт, который хотела ещё с начала 30-х годов, а история мирового кораблестроения обогатилась примером первого в мире десантного корабля со «сквозной» полётной палубой [6].
В ходе дальнейших военных действий «Акицу-мару» был модернизирован и получил возможность не только запускать, но и сажать лёгкие самолёты, с тем, чтобы он мог служить конвойным авианосцем. Но это уже другая история.
В завершении специально отмечу, что в современном японском (и не только) искусстве (игры, моделизм) популярностью пользуется именно авианосная конфигурация «Акицу-мару», но вот лично мне она менее интересна. Ну, конвойный авианосец, ну и что такого особенного? А вот «десантник» способный нести ещё и авиацию - rara avis в тогдашних морях. За что и цени́м.
[1] Аналог порядковой буквы «А» или номера № 1 в русском языке.
[2] Аналог порядковой буквы «Б» или номера № 2 в русском языке.
[3] Аналог порядковой буквы «В» или номера № 3 в русском языке.
[4] По артвооружению «Акицу-мару» есть некоторые неясности. Если с количеством и расположением зенитных орудий вопросов нет, то пушки тип 38 на официальном чертеже транспорта не обозначены вообще. Кроме того, в кормовой части взлётной палубы «Акицу-мару», с правого борта, имелось 4 орудийных спонсона. Что на них стояло и стояло ли вообще - неизвестно (на официальном чертеже там тоже пусто). Окумото Го̄ (奥本 剛) пишет что на этих спонсонах стояло 4 полевых орудия для стрельбы по надводным целям, а 75-мм орудия тип 38 стояли справа и слева на полубаке (там тоже имелись спонсоны) и далее «на верхней палубе». Но при этом на графике в его книге изображены лишь 2 орудия тип 38 на спонсонах на полубаке и всё. Для этих двух орудий данное размещение логично, т.к. и на других судах реквизированных и вооружённых армией орудия этого типа (как правило - одно) именно на полубаке и устанавливались, для обеспечения им максимального угла снижения, поскольку их основным назначением была стрельба по ПЛ внезапно обнаруженной ночью или в плохую видимость прямо по курсу. А вот что касается остальных 8 орудий, то это вопрос открытый. Чисто технически они вполне могли устанавливаться на верхней палубе вдоль бортов, т.к. эта палуба в носовой и кормовой части «Акицу-мару» так и осталась открытой, а лёгкий корабельный станок орудия тип 38 не требовал много места для его монтажа.
Но стояли ли они фактически?
[5] Как авитранспорт «Акицу-мару» мог перевозить до 30 частично разобранных истребителей тип 1 «Хаябуса» или иных сопоставимых по габаритам машин.
[6] Однотипное судно «Нигицу-мару» (にぎつ丸) , строившееся на той же верфи «Харима» и вошедшее в строй 30.03.1943 г., также было достроено как плавбаза десантно-высадочных средств, но по упрощённому варианту, без установки взлётной палубы. Т.о. «Акицу-мару» осталось единственным «специальным» судном японской армии чистого типа «Хэй».