Мороженное, лимонад, ёкан и… радиоконтроль.

Dec 07, 2020 14:57

В ходе 2-й мировой войны в Японском императорском флоте служило два внешне заурядных, но внутри очень интересных корабля - транспорты продовольствия «Мамия» и «Ирако».
Казалось бы, транспорт и транспорт, эка невидаль. Но, имея дело с японским флотом на сюрприз можно наткнуться на самом ровном месте.

В начале 20-х гг. командование японского флота решило обзавестись транспортом продовольствия специальной постройки для снабжения кораблей флота на отдалённых базах и в открытом море. Заказ на проектирование и строительство был выдан верфи кампании «Кавасаки» в Кобэ. Конструкторы верфи взяли за основу проект грузопассажирского судна «Хаваи-мару», судоходной компании «Осака сё:сэн», работавший на Северо-Американской линии и, творчески его переработав, получили самый большой на то время транспорт продовольствия.
Корабль, получивший имя «Мамия» по японскому названию Татарского пролива между островом Сахалин и материком (間宮海峡 - Мамия кайкё:), вошёл в строй 15 июля 1924 года, и внешне выглядел как типичный океанский грузовой пароход того времени. Трёхостровной, с прямым форштевнем и крейсерской кормой, с высокой дымовой трубой, и с развитым грузовым стреловым устройством.




«Мамия» рассчитывался на перевозку трёхнедельного запаса свежей провизии на 18000 человек, что в пересчёте давало около 1000 тонн веса, а также 830 тонн питьевой воды. В соответствии с предназначением, корабль получил самое современное на тот момент рефрижераторное оборудование для хранения мяса, рыбы и свежих овощей. Объём рефрижераторных трюмов составлял 50000 кубических футов (в то время японский флот ещё использовал британскую систему мер). Но кроме хранения и перевозки, корабль имел оборудование и для приготовления продуктов питания прямо на борту - в основном всяких лакомств, как в национальном стиле, так называемых вагаси, так и в европейском - лимонада и мороженного. Из национальных же сладостей на первом месте стоял, конечно, ё:кан (羊羹) - этакая разновидность мармелада из фасолевой пасты, агар-агара и разных добавок. Кроме него приготовлялись «сэндвичи» монака (最中), сладкие пирожки мандзю: (饅頭), желе конняку (蒟蒻), соевый творог то:фу (豆腐), жареный тофу абураагэ (油揚げ), печенье из пшеничной клейковины фу (麩)…
Готовили всё это высококвалифицированные вольнонаёмные гражданские специалисты. Командование японского флота и вообще придавало большое значение питанию личного состава, стараясь сделать его посытнее и повкуснее (в рамках разумной нагрузки на довольно таки скромный флотский бюджет), но паёк он сам по себе, а вот подобные «излишества» проходили отдельной статьёй.

Всё это великолепие распределялось по кают-компаниям и корабельным лавкам кораблей флота, чтобы моряки могли это себе купить. По воспоминаниям ветеранов, «Мамия» был самым популярным кораблём в Императорском флоте. Как правило, в ходе больших ежегодных осенних манёвров флот собирался в каком-либо заливе японского архипелага - для осмотра оружия и механизмов, пополнения запасов и отдыха команд.
Крик сигнальщика «Мамия нюкоо симасьта!» («Мамия» идёт!») вызывал всеобщее оживление и поднимал боевой дух офицеров и матросов. Ведь все знали, что с её приходом на камбузах появятся свежие продукты, а в корабельных лавках - всевозможные лакомства. Едва «Мамия» становилась на якорь, как к ней со всех сторон устремлялись катера. Ну, да, существуют разнарядка и накладные, но хороший интендант уж изыщет способ получить со склада немного «излишков» для родного корабля.


Корабельные интенданты в канцелярии службы снабжения «Мамия» в очереди за ёканом.

Офицеры и матросы Императорского флота ласково называли её Окаа-сан - Мамочка.

В 1938 г. командование японского флота решило обзавестись новым транспортом продовольствия, в дополнение и на перспективную замену «Мамия». Проектирование и строительство снова было поручено верфи Кавасаки в Кобэ. Основываясь на предыдущем опыте, корабелы верфи снова спроектировали корабль по гражданским нормам, хотя на этот раз обошлись без прототипа - корабль проектировался с нуля. Новый транспорт рассчитывался на перевозку двухнедельного запаса продовольствия на 25000 человек, для чего мог принимать на борт 898 тонн провизии и 1000 тонн питьевой воды. Корабль получивший имя «Ирако», по имени пролива Ирако (伊良湖水道 - Ирако суйдо:) соединяющего заливы Исэ и Микава с Тихим океаном (а может быть и по имени мыса Ирако на берегу этого пролива), вошёл в строй 5 декабря 1941 года, прямо перед началом Войны за Великую Восточную Азию, и был придан непосредственно Объединённому флоту. Он выглядел более изящным и современным по сравнению со своей «старшей подругой» (в частности лёгкие грузовые стрелы были заменены электрическими кранами), но одна архаичная черта осталась. В целях экономии котлы транспорта были смешанного отопления и кроме мазута использовали и уголь. Поэтому корабль получил очень высокую дымовую трубу, высотой 28 метров над ватерлинией, чтобы сажа не летела на верхнюю палубу, где перегружается провизия. Казалось бы сажа, которая может быть попадёт на палубу - это такая мелочь… но не для японцев.




Как, в своё время и «Мамия», «Ирако» получил самое современное на тот момент холодильное и производственное оборудование.
Для примера укажем суточную производительность продовольственных цехов «Ирако»:
- хлеб: 250 кг (Немного, да, но тогдашние японцы хлеб европейского типа не очень-то жаловали, собственно такой хлеб был в буквально смысле этого слова навязан личному составу командованием ещё перед русско-японской войной, из сугубо медицинских соображений, вот только сильно любить его так и не стали. «Мамия», кстати, мог выпекать до 1 тонны хлеба в сутки, но с тех пор ситуация с витамином B1 в японской диете стала заметно лучше, так что много хлеба и не требовалось);
- сладкие булочки и кексы: 10000 шт.;
- моти Дайфуку: (大福餅) 10000 шт.;
- якимандзю: (焼饅頭) 20000 шт.;
- монака: 60000 шт.;
- ёкан: 2200 плиток;
- сладкая бобовая паста анко (餡): 1200 кг;
- лимонад: 7500 бутылок;
- мороженное: 5000 порций;
- тофу: 1500 кг;
- конняку: 1500 кг:
- свежие маринады: 4000 кг;
- лёд: 3500 кг.

А ещё его прачечная и гладильная могла за сутки выстирать и выгладить 400 комплектов летней формы.

Ну, а где же сюрприз? А вот. Оба транспорта помимо собственно перевозки еды и изготовления всяких вкусностей для моряков выполняли и функции кораблей радиоконтроля флота. Для этого в надстройках обоих транспортов оборудовались мощные приёмные радиоцентры. Так, на «Ирако» было установлено 30 (!) двухдиапазонных приёмников тип 92. Чтобы было понятнее - это уровень тяжёлого крейсера - флагмана флота (для сравнения - крейсера типов «Мёко» и «Такао» несли по 28 радиоприёмников разных типов, а крейсера прочих типов - и того меньше).
Это порой приводило к забавным коллизиям. Пока офицеры какого-нибудь корабля наслаждались вкусом ёкана с «Мамия», ослабив контроль за своими радистами, те могли «накосячить», что немедленно засекалось радистами с того же «Мамия» после чего командиру провинившегося корабля начальство закономерно «вставляло фитиль». Это в японском флоте получило прозвище: Тэнгоку-кара Дзигоку (天国から地獄 - Ад с Небес).

Ещё оба транспорта располагали небольшими, но хорошо оборудованными лазаретами, так что могли выполнять роль госпитальных судов для малых кораблей. Ещё имели прачечные и гладильные, а «Мамия», основная часть службы которого пришлась на мирное время, на учениях флота носил и буксировал артиллерийские щиты, нёс запасные гидросамолёты, а также изображал американский линкор. Ну, а радиоцентр использовался на тех же учениях для контроля дисциплины в эфире, разгружая от этой функции радистов флагманских кораблей, чтобы те не отвлекались от основных задач. По сути это были не только транспорта продовольствия, но корабли обеспечения боевой подготовки флота. Ещё на обоих кораблях были просторные и хорошо обставленные кают-компании, заведомо превышающие потребности собственных офицеров, так что старшие офицеры флота по окончанию учения вполне могли устроить там (и устраивали!) банкет.
(Так, на «Ирако» при штатных 13 офицерах (включая командира) и 6 офицерах специальной службы собственного экипажа, кают-компания насчитывала 32 штатных посадочных места, не считая отдельного командирского салона со столом на 8 мест.)

Во время войны оба корабля с честью выполняли свои скромные, но так необходимые задачи. Попробуйте повоевать без еды, надолго ли вас хватит?
Оба корабля погибли: «Мамия» трижды во время войны был торпедирован подводными лодками и третий раз оказался последним. «Ирако» тоже однажды попал под удар американской подлодки, но вовремя подоспевшие на помощь крейсера и эсминцы спасли его, а был потоплен он в заливе Корон на Филиппинах авианосными самолётами 38-го ОС.

В наше время оба корабля можно увидеть в игре Кан-корэ (艦これ) в виде кавайных девушек.
Как правило, они одеты в стиле горничных и непременно держат в руках свои атрибуты - те или иные вкусности (Мамия традиционно с мороженным, а Ирако с монака), но может быть и целая корзинка.


Впрочем, горничным нарядом дело не ограничивается. Смотря по сезону, зимой они могут быть одеты в шубки


Мамия



Ирако

а если летом…


Я так хочу - чтобы лето не кончалось! 

А Мамия-ёкан и сейчас популярное лакомство в Японии.


Вот такой небольшой рассказ. На самом деле эти скромные кораблики заслуживают большего - небольшой  такой монографии или хотя бы приличной статьи.
Может быть, я такую однажды напишу…

японский флот - разное

Previous post Next post
Up