Норвежское правительство долго думало и решило начать серьёзно резать электромобильные субсидии уже сейчас.
Всё же лучше сказать - урезать не субсидии, а преференции. В Норвегии всё так устроено, что на все машины существует по сути драконовские налоги, и, чтобы электромобили покупали, в начале 2000-х было решено просто снять с них эти налоги, таким образом давая им преференции. Ну так теперь их начинают более или менее серьёзно урезать, и это особенно касается дорогих электричек. Что же предлагается?
- При покупке новых электромобилей на сумму более 500 000 крон ($50.000) будет взиматься НДС (25%). Таким образом, автомобиль стоимостью 600 000 норвежских крон, например, облагается НДС в размере 25 000 норвежских крон (то есть с первых 500.000 налог не берётся, а облагаются только «верхние» 100.000). Эта мера давно ожидалась и затронет в основном дорогой сегмент.
- С 2023 года все новые автомобили будут облагаться налогом на вес. Налог составит 12,5 крон за кг веса автомобиля свыше 500 кг. В среднем это сделает электромобили дороже примерно на 19 000 крон ($1900). Тут надо заметить, что обычные машины тоже подорожают из-за этого налога, но электромобили обычно тяжелее аналогичных бензиновых/дизельных машин из-за тяжёлой батареи и поэтому пострадают больше.
- Уменьшена экологическая скидка на платных дорогах: электромобили должны платить до 70% от обычной ставки дорожных сборов по сравнению с нынешним максимальным лимитом в 50%. Но тут надо будет смотреть, потому что, в конце концов, хозяева дорог (местные власти) будут решать, сколько брать за проезд. Сейчас в Осло, например, электромобили платят около 40%.
- С электромобилей будет взиматься полная плата за перерегистрацию, как и для обычных автомобилей. Раньше при продаже подержанного электромобиля мы ничего не платили. Это, очевидно, удорожит электромобили.
Это всё конечно ударит в первую очередь по дорогим электромобилям. Какой-нибудь Ниссан Лиф увеличится в цене совсем на немного, так как стоит менее 500.000 и весит относительно немного. А вот Taycan GTS Sport Turismo подскочит аж на 330 тыщ крон. Но он и сейчас недёшево стоит, около 1,3 млн.
Вот я и сижу и жду, успеют ли мне мой Мерс EQB привезти до Нового года или не успеют. Клянутся, что успеют. Говорят, уже в порту, почти на корабль заехал. Потому что если нет, то придётся мне заплатить тысяч на 50 крон больше за него, чем планировалось.
Короче, по большому счёту, не всё так плохо. Электрички всё ещё значительно дешевле бензинок в Норвегии. И напомню, что у нас уже около 20% всех легковушек - полностью электрические, и продажи электромобилей среди новых машин приближаются к 80%. То есть, практически всё готово к объявленному запрету продаж новых бензиновых и дизельных легковушек в 2025 году (уже зарегистрированные можно будет перепродавать).
Это блог про Норвегию вообще и про электромобили в частности ;-) Добавляйтесь в друзья или подписывайтесь!