Уже пару книг за июнь прочла, а всё никак не напишу о прочитанном за весну. И это при том, что половина его (по объёму) сюда не попадает, потому что у меня всё ещё с зимы продолжается фанфичный загул, и не буду ж я вам об этом подробности рассказывать)
Что-то у меня непреднамеренно получился своеобразный набор из авторов рубежа 19-20 веков.
Пару вещей, как обычно, сознательно перечитала по ходу семестра
Дж. Лондон "Мартин Иден"
Я качественно его забыла, кроме самой общей канвы.
Уж чего вовсе не помнила, так это подробно объясняемого спенсерианства и торчащего из щелей ницшеанства (вот и надейся потом, что студенты прочли и что-то запомнили, сама-то).
Ещё иногда всё-таки очень забавно наблюдать за, давайте скажем, изменением норм, чтоб не говорить прогрессом. Когда в одной из первых глав главный герой глядит в зеркало, и автор подробно описывает, что тот там видит, но при этом столь явно любуется героем и пользуется словами, которые Мартин бы в свой адрес употреблять наверняка не стал... а я сижу и думаю, что сейчас хорошие авторы фанфиков-то то так уже умеют не делать.
О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"
Я наконец-то поняла, почему этот роман мне никогда не нравился.
Нет, написан он, конечно, прекрасно. Но как книга, как история - не нравился. Теперь поняла, почему: меня не убеждает психологическое развитие. Уайльд строит его как-то небрежно, скорее набрасывает, не это ему интересно - и результат совершенно не убеждает меня, что именно эти реакции именно в этот момент от этого персонажа сколько-то обязательны. Я признаю, что они возможны, да, но вот нужного для хорошего сюжета ощущения их неизбежности, ощущения, что этот персонаж в этот момент правда должен был чувствовать только и именно так у меня не создаётся. От меня будто требуют верить автору на слово, и меня это не устраивает, мне кажется, что конец придуман автором произвольно, а меня тащат к нему силком.
Так что из всего Уайльда "Портрет" для меня стоит на последнем месте. В сказках хотя бы жанр оправдывает такой подход. Пьесы вообще прелестны, и в них как раз всё развивается куда более органично - насколько я помню, их я ведь тоже сто лет не перечитывала...)
Ну и ещё тройку прочитала впервые.
Р. Киплинг "Ким"
Эта странная ситуация со всякой классикой, когда часть из неё сослали в детскую скорее зря, а часть вот и правда лучше б читать лет до двадцати.
Киплинга я читала последний раз давно, а тут как-то с нескольких сторон сразу напомнили про нечитаного "Кима". Что ж, приключенческая история занимательная. Киплинговский империализм.... с ним всё не так просто, он, конечно, есть, то, что Индия должна быть британской - это для автора такой абсолютно очевидный факт. но при этом и искренней любви к Индии, и насмешек над британцами, которые её не понимают. а пытаются управлять, в тексте тоже хватает.
Но вот что меня бесило большую часть книги, так это главный герой, а точнее полное безразличие самого Кима к лесу за деревьями. Он его не только не видит, он вообще не в курсе, что тот есть. Вопросы "зачем" и "для чего" отсутствуют у него даже в зародыше. Зачем ведётся Большая игра, в чём её смысл? Ким не спрашивает. Он хочет делать прикольные вещи и получать прикольные награды за это, всё. Какова конечная цель этой игры, он не задумывается вовсе. Не говоря уже о следующем уровне вопросов о каких-либо собственных убеждениях и соответствия этой конечной цели им, их у Кима просто нет. С тем же успехом он работал бы на каких-нибудь наркоторговцев, если бы его подобрали, были лично к нему добры и научили прикольным штукам они.
А.П. Чехов "Чёрный монах"
Маленькая повесть, упоминаниям которой неизменно предпосылают эпитет "загадочная",
потому что Чехов написал тут этакий лиминальный текст, не дающий однозначного адекватного ответа на вопрос "что это было".
Но меня впечатлило не это, а общее ощущение истерической взвинченности, не вполне адекватности и нездоровости всех героев, независимо от пола и возраста. Просто хочется всем предложить валерьянки попить и к доктору.
М. Пруст "Содом и Гоморра"
Это была пока самая тяжёлая для чтения для меня часть "Поисков",
причём именно из-за темы, а конкретно - из-за утомительного маятника, мотающего между современной оптикой и самим языком вековой давности, навязывающим другую, от которой воротит.
И пара тысяч страниц фэнтези
Ф. Хардинг "Недобрый час"
Прочитала вторую книжку Фрэнсис Хардинг о Расколотом королевстве - первую читала давно, уже лет 8 назад, но к счастью, хотя вторая продолжает приключения первых героев, помнить детали из первой для её чтения совершенно необязательно.
Если кратенько вспомнить про первую книгу, меня привлёк в ней антураж 18 века, причем не придворный, а городской - газеты, кофейни, философы-Просветители, отрицающие суеверия и религию, и даже небольшая великая французская революция. А в качестве главных политических сил выступают гильдии - из которых самая амбициозная и опасная - Гильдия Ключников (у них буквально в руках все ключи от чего угодно).
Ещё это такое фэнтези без магии - фэнтезийность создаёт только действие в другом мире. А все фантастически выглядящие события вполне в духе 18 века находят рациональное объяснение.
Во второй книге большую роль играет местная религия: в Расколотом королевстве множество мелких божков с очень узкой специализацией, каждому из которых посвящен даже не день, дней на всех не напасешься, а час. Родившиеся в него получают соответствующее имя (главная героиня Мошка родилась в час Мухобойца), и ожидается, что на их характер это тоже повлияет.
В "Недобром часе" герои приезжают в город, где следование этим идеям доведено до предела: все часы поделены на хорошие и плохие, "дневные" и "ночные", и город разделен на дневной и ночной. Все люди, родившиеся в плохие часы и получившие плохие имена, автоматически считаются уже почти преступниками и могут выходить только ночью, а днем объявляются просто несуществующими - и наоборот, люди с дневными именами живут днем и никто не подумает о них дурного. Широкое поле для всяких недоразумений и мошенничества.
Книжки Хардинг как бы подростковые, но это подростковая литература в лучших её проявлениях: героиня-подросток поадекватнее иных взрослых, нет графических описаний насилия, но мир далеко не безопасен и простых решений в нём искать не приходится, а сюжет завёрнут во многих местах неожиданно. Скидок делать особо не нужно, мир интересный, читается увлекательно. Так что ещё пара книг Хардинг у меня в планах.
Р. Хобб "Сага о Фитце и Шуте" ("Убийца Шута", "Странствия Шута", "Судьба Убийцы")
Я когда-то с увлечением проглотила "Сагу о Видящих" и "Сагу о Шуте и Убийце", поэтому когда появились новости, что Хобб планирует выпустить ещё одну трилогию о любимых героях, я удивыилась - вроде бы, что о них ещё сказать, но обрадовалась и очень её ждала.
Как только появилась возможность, скачала первый том в оригинале и начала читать - но потом что-то меня отвлекло, я его не дочитала, вышли уже второй и третий, вышел, был скачан и сброшен на читалку русский перевод, а я всё никак не могла собраться и наконец прочитать.
Ну вот наконец добралась, через 7лет после выхода последнего тома...
Не пожалела ни секунды. "Сага о Фитце и Шуте" не только рассказывает новую историю об этих двоих, но и аккуратно собирает, сводит воедино всё, случившееся заодно в "Саге о живых кораблях" и "Хрониках Дождевых Чащоб", показывает логичное развитие и последствия событий предыдущих частей, сводит вместе множество старых знакомых персонажей (и да, я помню большую часть из них через 12-15 лет после чтения первых частей, это кое-что говорит об их убедительности).
И наконец в этот раз заканчивает историю Фитца и Шута - теперь уже окончательно и бесповоротно... и убедительно правильно. Да, в процессе Хобб ещё проворачивает свой любимый фокус, который я прощаю так легко, кажется, только ей - ей удаётся возвращать персонажей из пасти смерти в мир живых так, что это оказывается вполне убедительно в рамках общей картины мира, а ещё настолько заслуженно и выстрадано, что возражать не хочется.
Некоторый недостаток первой части - медлительность повествования, довольно долго вообще в основном идёт описание повседневной жизни, несколько slice of life за несколько разных периодов жизни за пару десятков лет. Я такое в принципе люблю, поэтому меня не раздражало, что намёки на какие-то события впереди долгое время остаются только намёками. Ну и размах событий, когда они начали происходить, не разочаровывает. Достойное завершение масштабного цикла о ярком, живом и развивающемся мире.