Зима!.. Крестьянин, торжествуя

Oct 28, 2019 14:20


Литературное чтение, 2 класс. Дети проходят русскую школьную программу в свободное от основной учебы время. Учительница задала разобрать пару известных отрывков Пушкина - радуюсь, как хорошо, что мало задано. Начинаем читать:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;



Мда... Кто такой крестьянин, они еще понимают, хотя и смутно - аутентичного крестьянина в русской деревне они никогда в глаза не видели. Далее вереница непонятных слов. «Рысь» хотя бы понятна, потому что немного занимались верховой ездой. Когда разобрались со словами, спрашивают, чему же так радуется крестьянин и почему его лошадка еле тащится. Начинаю на ходу сочинять: «Наверно, он осенью не мог нигде проехать, так как дорогу залило, а тут все застыло и он, наконец, смог выбраться. А лошадка - ну, ей тяжело по глубокому свежему снегу пробираться». Идем дальше:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Здесь понятны только «летит», «сидит», «пушистый» и «красный», то есть 20%. С остальным разбираемся, смотрим картинки из интернета. «Взрывая» - похоже, какие-то бомбы представляют себе. Логичный вопрос: почему же кибитка летит, а лошадка крестьянина тащится? «Ну... наверно, потому что у ямщика все-таки тройка и едет она по накатанной дороге, а крестьянин скорее всего по проселочной, которую никто не чистит». По ходу понимаю, что, видимо, перепутала при объяснении почтальона и таксиста, т.е. ямщика с извозчиком, ведь «ям» - это почтовая станция, и скорее всего тут идет речь про почтовую тройку. Эх, надо было запастись заранее Лотманом и Набоковым...

Окончание про мальчика и жучку ближе им и понятнее, хотя над «дворовым мальчиком» и я подзависла. В итоге на три отрывка уходит пара часов. На старике, который ловил проводом рыбу, я уже катаюсь по полу от бессильного смеха. А дети воодушевлены: «Мама, давай, когда закончим все сказки Пушкина, прочитаем «Евгения Онегина»!» - «Ну... Давайте сначала прочитаем «Руслана и Людмилу», а там посмотрим» (недавно ставила аудиосказку и было мало что понятно, разве что младший спросил, кто такой «витязь»). С другой стороны, может быть, стоит воспользоваться моментом, пока им интересно, и рискнуть?

Previous post
Up