КОРОЛЬ ПОКОРЯЕТ УЭМБЛИ!
Майкл Джексон - Уэмбли 1988 г.
Неравнодушные к искусству люди часто спорят о том, каким должен быть предмет человеческого восхищения? Должно ли творчество, при всей его сложности, всегда быть приоткрытым, доступным для потребителя, не напрягающим его слишком сильно, либо истинное творение лишь то, которое является абстрактной, таинственной мыслью творца, не изменённой под давлением общепринятых норм, в стиле Пикассо. Разумеется, гибкий человек сразу озвучит позицию о терпимости ко всем творениям, в каком бы стиле они не были созданы. Ведь каждый из нас является яркой индивидуальностью, и если его позиция не терпит принятия общих стандартов, то почему бы и не стукнуть кулаком, вызывающе демонстрируя свою отличную от других точку зрения. До 1980-х годов было любопытно, каким образом можно, сочетая в своём творчестве доступность и лёгкость восприятия, заключающуюся в использовании самых популярных, любимых тысячами людей образов, совместить с чем-то более сложным, не столь понятным, вызывающим вопросы и посредством этого слияния не отвернуть зрителя, а напротив, увлечь поистине несметное количество людей всех возрастов, национальностей, сплотить их, как единую семью. Именно в 80-ые, когда технологии вышли на иной уровень, а имиджмэйтинг превратился в механизм способный поглотить тысячи информационных сводок, телеканалов, передач в десятках государств мира, воссияла звезда, единственная в своём роде. Это был человек способный, при грамотном содействии, использовать эту информационную сеть на все 100%, звали его, как вы уже догадались, Майкл Джексон. Именно он, герой нашего сегодняшнего рассказа, и стал тем художником, объединившим в своём творчестве легко воспринимаемые, любимые миллионами поклонников по всему миру образы, с причудой собственной личности. Явление миру музыки столь масштабной, столь необыкновенной и во многом новаторской фигуры было невозможно без чего-то особенного, какой-то совершенно новой модели поведения звезды на сцене и вне её. Это было явление многоликого образа, сочетавшего качества и характеристики на любой вкус, отражённые в музыке, вокале и даже хореографии. И самым удивительным является то, что Майкл никоим образом не играл парня плохого, парня, любящего посмеяться над городскими страшилками или парня, которого волнует судьба мира, в котором он живёт. Майкл был тем самым человеком большой души, подарившим мир внутри себя всем тем, кому он был нужен, общаясь с ними на языке музыки. Джексон был живым доказательством того, как человек, умеющий донести свой внутренний мир до окружающих, способен изменить мир внешний, завоевать его, посеяв в нём любовь. Автор счёл своей задачей не рассказывать вам всю историю завоевания сердец поп-идолом, а осветить лишь одно, самое блистательное, на его взгляд, концертное шоу Майкла, прошедшее в Лондоне в 1988 году, которое смело можно наречь "Покорением Уэмбли".
То было время триумфального для Майкла Джексона Bad Tour - его первого сольного концертного тура, организованного в поддержку альбома Bad. Серия из 123 выступлений артиста закрепила за ним звание ведущего исполнителя в мире. Прежде выступавший лишь в качестве солиста группы, состоящей из Джексона и его братьев, Майкл вышел на новый виток концертной деятельности, став хозяином шоу. Кульминацией тура по праву считаются концерты, проведённые в Лондоне, на одном из крупнейших в мире стадионов Уэмбли. Та историческая серия концертов звезды, находящейся на пике популярности, стала самым посещаемым музыкальным событием за всё время существования подобных мероприятий, на тот момент. Только вдумайтесь, количество зрителей тех концертов превышало число посетителей любого другого концерта, по меньшей мере, в семь раз. Но главное даже не это, а то, что показали Майкл Джексон и его команда в те дни, а точнее тот единственный день, который нас интересует, а именно 16 июля 1988-го года.
Не будет лукавством сказать, что в то время Майкл Джексон находился в едва ли не лучшей форме за всю свою карьеру. Майкл на Уэмбли уже не был тем забавным мальчиком, который когда-то привлёк к себе внимание общественности, копируя движения небезызвестного Джеймса Брауна, в составе Jackson 5. Тогда в Лондоне выступал по-настоящему сложившийся артист, опытный профессионал, со своим особым почерком. Вместе с тем, Майкл сохранял присущие ему мальчишеский задор и юмор, что было особенно заметно во время исполнения композиции Triller. Когда, как не на пороге леденящего душу ужаса, демонстрировать раскованность и непринуждённость, в купе со своей фирменной улыбкой. Хочу заметить, что в то время он обладал очень богатой мимикой, иногда казалось, что лицо этого артиста танцует вместе со всем остальным телом, усиливая исходящую от него энергию. Такое впечатление производил Джексон, ещё не изменивший свою внешность, окончательно и бесповоротно. Хотя, в то время он уже имел опыт использования пластической хирургии.
На Уэмбли Майкл Джексон ни в первый и далеко не в последний раз демонстрировал свои удивительные танцевальные способности, фантастические пластику и скорость. К тому моменту Джексон, как истинный перфекционист, серьёзно продвинулся, в плане хореографии, что не вооружённым взглядом заметно по исполнению таких композиций, как "Wanna Be Startin' Somethin", "Human Nature", "Billie Jean". Паузы при исполнении различных танцевальных элементов уменьшились, также появились новые движения. Его танцы стали более цельными и продуманными, нежели раньше. Особенно интересно подмечать усложнение хореографии, сравнивая Bad Tour, с Victory Tour, прошедшим ранее, ещё в то время, когда Майкл разделял сцену со своими братьями. Немалую роль в улучшении общего впечатления от танцев сыграл и подбор подтанцовки. Не в обиду участникам Jackson 5, очевидно, что с танцорами подобранными специально под Майкла, сопоставимыми с ним по уровню, Джексон стал смотреться на порядок лучше и чувствовать себя более раскрепощённым. Как раз таки эта свобода, этот кураж Майкла того времени наводят меня на мысль о концерте 16-ого июля 1988-го года, как об одном из лучших танцевальных выступлений Майкла Джексона, если не самом лучшем. Конечно же, в ходе выступлений в 90-х годах, Майкл также демонстрировал мастерство высочайшего уровня, но, опять-таки, на мой взгляд, именно на концертах периода Bad Tour присутствовала какая-то особая искра, энергетика в каждом движении, сделавшая их неповторимыми.
Если вы спросите меня о главной причине, по которой вы должны увидеть именно лондонский концерт Джексона, я не задумываясь отвечу: "Вокал". Да, да, именно пение Майкла делает этот концерт наиболее ярким и увлекательным на вкус автора. Очень хотелось бы акцентировать внимание на вокале Джексона именно сейчас, когда стало популярным писать о Майкле, как об очень талантливом танцоре и мастере шоу, лишённом голоса. Таким знатокам данный концерт требуется смотреть строго и безотлагательно, как лекарство от поспешных ярлыков, которые привычно вешать на известных людей, по незнанию. Более чем уверен, что шоу в Лондоне, при трезвом взгляде, развеивает все сомнения о вокальных способностях нашего героя. В то время Майкл звучал, по истине, великолепно. Отчасти, его живое пение на концертах Bad Tour звучало даже лучше студийных записей. Джексон использовал красивейшее фальцетное звучание, миксовал голос, изменяя его звучание с чистого на слегка хриплое, и давал волю своему вдохновению, импровизируя в те моменты, когда это было уместно. И, наверное, самым поразительным является то, что всё это певческое великолепие, вся вокальная палитра, задействовались артистом, находящимся чуть ли не в постоянном движении. Совмещать пение и танцы, по сути, выступать сразу в двух дисциплинах, причём в обеих, на высочайшем уровне, это, безусловно, сродни искусству, поскольку, и хореография, и пение высокого уровня в том виде, в котором их привычно воспринимают на концертах, требуют невероятной отдачи и выносливости, а у Майкла, ко всему прочему, был ещё и талант, от бога, вместе с трудолюбием, превративший его в настоящую машину для концертных выступлений. И, если, по части хореографии, можно спорить о том, какое выступление Майкла Джексона является самым драйвовым, то, если оценивать пение, концерт на Уэмбли, вне всяких сомнений, можно назвать вершиной вокального искусства этого исполнителя. Не секрет, что в дальнейшем, голос Майкла Джексона стал менее стабилен, во многом, из-за проблем со здоровьем.
Click to view
И по сей день, при просмотре данного концерта, наибольший восторг у меня вызывает исполнение Джексоном незабвенной "Human Nature". Не в обиду знаменитой "Billy Jean" и остальным хитам, блестяще спетым в тот день, именно "Human Nature", на взгляд автора, является той самой, притягательной вишенкой на торте, красующейся на его вершине. Какова постановка номера, каков вокал, чистейший и приятнейший по звучанию, какова хореография Майкла, в особенности, в концовке произведения. Именно здесь, как мне кажется, была продемонстрирована вся та совокупность достоинств артиста, делающих его магнитом для зрителей. Насколько ярко Джексон выразил суть данного произведения, трагичную и неотвратимую. Человек не может сопротивляться своей природе, как бы разумен он не был. Инстинкты, словно невидимая стена, на которую натыкается Джексон, не в силах её обойти. Затем Майкл, как бы соглашаясь, со своим внутренним началом, перестаёт бороться с природой, принимает её и, лёгким, кошачьим шагом, медленно уходит от зрителя. Насколько тонко и творчески красиво Джексону удалось передать смысл песни, просто поразительно.
О каком завоевании может идти речь, если подле тебя нет верных соратников, готовых помочь тебе в этом нелёгком деле. Данная фраза применима даже не столько к Майклу Джексону, сколько к любому человеку, достигшему высоты и признанному в мире. Bad Tour в своё время был примечателен как раз появившейся у Майкла Джексона возможностью самолично выбирать состав своей группы, тех кто должен быть с ним на одной сцене, и это, как мы уже подмечали, сыграло не малую роль в улучшении впечатления от его выступлений, которые, к слову сказать, всегда проводились на высшем уровне. Не буду оригинален, оценивая работу инструменталистов и танцоров, на пять с плюсом. Отобранная, в ходе множества прослушиваний, прошедшая не одну изнурительную репетицую, группа выкладывалась по максимуму и 16 июля, и во все остальные дни, в чём можно быть уверенным. Кстати, именно в то время, Майкл ввёл в свои шоу множество вещей, которые потом стали его визитной карточкой. Это и оригинальная причёска гитаристки, то и дело выходящей на первой план и заводящей публику гитарными рифами, и дуэт с вокалисткой, при исполнении композиции "I Just Can't Stop Loving You", с её последующим исчезновением и появлением на сцене девушки из зрительской аудитории, призванной утешить лирического героя, и подтанцовка, состоящая из живых мертвецов, присоединяющаяся к Майклу, поющему "Triller". Все эти моменты наводят меня на мысль о том, что невозможно представить полновесный образ Майкла Джексона, как концертного исполнителя, без того множества людей, воплощавших выдуманные им образы своей игрой и танцами на сцене. Даже если любимое нами произведение названо именем главного героя, являющегося, безусловно, ключевой фигурой, мы не можем замалчивать роли всех тех персонажей, которые выступают неотъемлемой частью его истории. И, в случае, с легендарным концертом на Уэмбли, мы также наслаждаемся не только присутствием главного действующего лица, демонстрирующего бешеную отдачу, невероятно проникновенное пение и задор, но и участием в этом действе всех вьющихся вокруг многочисленных соратников, которые служат дополнением и продолжением самого Майкла Джексона.
Теперь, я предлагаю поместить в отдельный список те основные достоинства концерта Майкла Джексона на Уэмбли, которые мы с вами выделили, в ходе нашей беседы.
Основные достоинства:
- вокал Джексона, как никогда насыщенный и яркий по звучанию
- хореография высокого уровня, дополняемая энергетикой молодого Майкла
- артистизм и мальчишеский задор Майкла Джексона, ещё не измученного проблемами со здоровьем, жёлтой прессой и судебными разбирательствами
- сплочённая работа команды музыкантов и вокалистов, создающих антураж концерта, что в принципе, характерно для всех сольных концертных выступлений Майкла Джексона
Единственным, смущающим моментом для зрителя, который начал своё знакомство с концертной деятельностью Джексона по лондонскому шоу Bad Tour, может стать отсутствие на нём исполнения таких, нашумевши хитов, как "Black or White", "Heal the World", "Earth Song". Что впрочем, нельзя назвать недостатком, поскольку данные произведения ещё не вышли в свет. В остальном, выступление Майкла Джексона на Уэмбли ярчайшим образом раскрывает его талант, представляя собой эталон того, какой должна быть сценическая работа артиста, в плане отдачи, авторской задумки, взаимодействия с командой.