Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль
Следуя по маршруту караванов от китайской границы «Иркештам» и фотосъемок пика Ленина в Сары-Моголе я должен был добираться до сохранившегося с древних времен Караван-Сарая «Таш-Рабат», который находится на заоблачной высоте (3273М). Причина, по которой он сохранился, в труднодоступности его местонахождения и отсутствия в ближайшем окружении населенных пунктов и жилья.
Это, видимо, единственное полностью сохранившееся в первозданном виде строение на постсоветском пространстве.
Караван-сарай «Таш-Рабат» - уникальный архитектурный памятник раннего средневековья, появление которого более конкретно датируется 15 веком, и одна из главных археологических достопримечательностей Кыргызстана, ставшая символом горной архитектуры Тенир-Тоо.
В те далекие времена, когда по дорогам Великого Шелкового Пути еще шли оживленные торговые караваны, крепость Таш-Рабат на одной из них выполняла функции караван-сарая, то есть в современном понимании, была средневековой гостиницей, постоялым двором для купцов и путешественников - одним из необычных каменных сооружений, которое располагалось в долине небольшой реки Таш-Рабат, на территории Центрального Тянь-Шаня. Караван-сарай находился на торговом пути, который тогда связывал Чуйскую и Ферганскую долины с Кашгаром.
Почти 200 км «гравийно-грейдерной» дороги, перемешанной с красной глиной.
Не обращая внимания на информационное табло «Перевал закрыт», я прорвался через шлагбаум и решил рискнуть: засветло добраться до намеченной точки.
Не доезжая ровно 99 км до перевала, меня догнала и остановила автомашина дорожной службы. Дорожники дружески посоветовали ехать обратно, т.к. в трех местах сошёл сель и дорога «отрезана», а ремонт займет не менее 5-6 дней. Ждать открытия дороги придется в автомашине высоко в горах при температуре 3-6 градусов.
Дальше дороги нет. Сходит сель
Так я обратно вернулся в Жалалабат и был вынужден ехать в объезд перевала, через город Бишкек. Именно так убеждаешься в истине: «Короткая дорога - не всегда самая быстрая».
Расстояние по запланированному маршруту составляло 346 км. Потеряв четыре дня, пришлось объехать перевал за 994 км.
Ожидания и попытки прорваться увенчались двойным успехом.
Кроме первого Караван-Сарая по маршруту Великого Шелкового пути из Китая в Азию, удалось найти взаимопонимание со службой безопасности Кыргызстана, руководством пограничной службы этой страны, и Военным Советником России от стран СНГ в Кыргызстане, которые дали разрешение на въезд в пограничную зону с Китаем, и добраться до самых «Китайских ворот», откуда заходили караваны и шёл Великий Шелковый Путь.
Запланированный маршрут через перевал Казарман
Пришлось обратно вернуться в Жалалабат и ехать в объезд перевала
Дорога пролегает через Токтогульское водохранилище. Образовано плотиной Токтогульской ГЭС на реке Нарын.
Здесь находится тоннель
Перед Каракулем (Черное озеро) Сливаются две реки: Нарын и Кара-Суу
Дорога ведет на перевал
Меняется время года. Было лето - стала ранняя весна
Начинается второй перевал
Начинается Чуйская область
Здесь еще зима
Снова весна
Путь караванов
Центральный Тянь-Шань
Здесь гостиница. Здесь Париж!
Еще один серпантин, последний перевал и тоннель
Тоннель закрыт
Оказывается, прогоняли табун на летние пастбища
Начинается спуск в Чуйскую долину
Караваны шли именно по этой долине
Здесь уже лето
Снова мерзкая зима. Эта дорога ведет в тупик. Но в древности отсюда приходили караваны из Китая в Таш-Рабат
К Караван-Сараю
Вот он, сохранившийся Караван-Сарай Таш-Рабат
Внутренние помещения Таш-Рабата
Здесь ночевали погонщики верблюдов
Дальше в Торугарт, к «Китайским воротам»
Комфортно чувствуют себя только яки
Отсюда начинается закрытый пограничный участок с особым режимом пребывания
Дорога идет в 10 метрах от границы
Через обочину - Китай
«Китайские ворота» Торугарт. (В связи с тем, что вокруг режимные объекты и чтобы не подводить разрешивших мне въезд на закрытую территорию людей) фото лишь через зеркало заднего вида.
Пик маршрута достигнут, отсюда караваны шли через Таш-Рабат в Туркестан и на озеро Иссык-Куль. Мой маршрут - через Иссык-Куль в Туркестан.
ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ
Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами
Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами
Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…
Часть 3. Simbiblis: Ташкент - город хлебный
Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара
Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане
Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов
Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи
Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость
Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд
Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош - точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути
Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути
Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык
Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам»
Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе
Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы
Часть 16. Simbiblis: Неприступный Караван-Сарай Таш-Рабат и «Китайские ворота»
Часть 17. Simbiblis: Ферганский и Чуйский пути караванов ведут в Барскоон. Иссык-Куль
Часть 18. Simbiblis: Главные ворота для выхода на Запад караванов - Тараз, Сайрам, Туркестан
Часть 19. Simbiblis: Самарканд - «жемчужина» Великого шелкового пути
Часть 20. Simbiblis: Бухара - древний город Великого шёлкового пути
Часть 21. Simbiblis:Завершающий этап фототура. Хива - ключевой пункт на Великом шелковом пути.