Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/30221378.11b/0_bcb40_75cdade7_orig.jpg)
После Самарканда (
предыдущий материал) - «жемчужины» Великого шелкового пути, Бухара - один из древнейших городов Узбекистана и Центральной Азии, некогда столица Бухарского ханства.
Здесь было
более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. Бухара оставалась благодатным оазисом, крупным научным и культурным центром на Великом шелковом пути.
Каждая пядь земли священной Бухары, каждый ее памятник свидетельствует о выдающемся таланте создателей, их успехах в области науки и просвещения, духовности и культуры, философии и религии.
Бухара - город, название, которого в переводе означает «удачная местность». Город обрел всемирную известность тем, что на протяжении тысячелетий вносил значительный вклад в развитие духовных, культурных и религиозных ценностей мировой цивилизации, стал одним из священных мест Узбекистана.
Его величественные архитектурные памятники - минареты, мечети и медресе, торговые купола и больницы, хаузы-водоемы, площади являются свидетелями великой истории Бухары, насчитывающей 25 веков.
Культурный слой на территории города составляет более 20 метров: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.
По автодороге из Самарканда в Бухару находится Рабат Малик, (рибат, караван-сарай, укрепленный лагерь, араб. - «Царская Крепость»), - средневековый караван-сарай, развалины которого cохранились до сих пор.
Рабат-и Малик находится в 23-х километрах к западу от центра города Навои и примерно в ста километрах к северо-востоку от Бухары. В средние века в этих местах проходил отрезок Великого шелкового пути, ведущий из Самарканда в Бухару, что и обусловило постройку укрепленного рибата, получившего название Рабат-и Малик. В настоящее время рядом с рибатом проходит шоссе M37. Поблизости находится международный аэропорт Навои и поселок городского типа Маликработ.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/30221378.13c/0_be32b_a87fb24c_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/30221378.13c/0_be326_73d8c471_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/30221378.13c/0_be325_5452550f_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/30221378.13c/0_be324_f2b62970_XXL.png)
Комплекс построен в 1078-1079 годах Караханидом Шамс аль мульком. Задуманный как укрепленный постоялый двор, он функционировал до начала XVIII века. В 1841-1842 годах в окрестностях рабата побывал австрийский путешественник Александр Леманн, который сделал несколько рисунков, сохранившихся до сих пор.
До наших дней дошла только часть южного фасада с башней, но о планировке крепости можно судить по результатам раскопок: крепость представляла собой прямоугольное в плане сооружение со стороной в 100 метров, по углам которого стояли башни высотой более 15-ти метров, которые, если судить по рисункам Лемана, были в сохранности в середине XIX века.
Вход в укрепление был один - через сохранившийся южный портал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/30221378.13c/0_be320_39220247_XXL.png)
Сам портал несколько выступает из стены, он прямоуголен в плане, прорезан стрельчатой аркой и украшен кирпичным орнаментом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/30221378.13c/0_be318_a9add25b_XXL.png)
В 1973-1975, 1977 и 1997-2001 годах были проведены раскопки, в результате которых была исследована планировка укрепления. От портала вглубь ведет галерея, изолированная от находившихся в южной части хозяйственных помещений (жилье для прислуги, конюшни, кухни с тандырами).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28032/30221378.13c/0_be31e_fe76ca2b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54799/30221378.13c/0_be31c_128dfa75_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13c/0_be31b_e1a86206_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/30221378.13c/0_be31a_5a74a8b3_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94372/30221378.13c/0_be319_ec85c7fc_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/30221378.13b/0_be316_cc6c872_XXL.png)
Сардоба Малик - подземная кирпичная цистерна, находяшаяся через автомобильную дорогу M37, напротив караван-сарая. Сардоба была сооружена в XIV веке для снабжения караван-сарая Рабат Малик водой. Технически сардоба представляет собой резервуар 13 метров глубиной, покрытый куполом диаметром 12 метров. В куполе имеются три световых окна.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13b/0_be315_8fc9db3c_XXL.png)
В настоящее время вход представляет собою портал (пристроен недавно).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/30221378.13b/0_be312_97cc5ac5_XXL.png)
К воде от портала ведет спуск - пандус.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28032/30221378.13b/0_be311_a4ddb43b_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54799/30221378.13b/0_be310_1f1efc11_XXL.png)
Сардоба наполнялась водой из реки Заравшан по подземному каналу - кяризу, имевшему выход на поверхность сетью колодцев.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/30221378.13b/0_be30f_93948898_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128901/30221378.13b/0_be30d_e4a1fdd4_XXL.png)
Въездные ворота в город.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40687/30221378.13b/0_be30e_288a03c2_XXL.png)
Медресе Абдулла-хана (1588-1590)
Памятник был построен спустя почти четверть века после Модари-хан по принципу "Кош", по которому два здания возводились "лицом" друг к другу. Основной принцип планировки здесь тот же: помещения размещены вокруг дворика. Но само сооружение значительно сложнее: главный вход имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу. Большие размеры фасада и множество декоративных средств придают ему красочный, праздничный вид. При ярком солнечном свете хорошо играют холодные тона майоликовых плиток (синий, зеленовато-голубой, белый).
Вестибюль медресе Абдулла-хана представляет собой галерею с двумя проходами во двор. Центральный купол ее покоится на 16 арочках, образующих конструктивный каркас, заполненный шлифованным кирпичом. Ребра арочек имитируют кирпичную кладку, в швы которой вставлены майоликовые ленточки голубого цвета. На куполе узоры, состоящие из пяти-, восьми- и девятиконечных звезд.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/30221378.13b/0_be30c_cbc56dd5_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/32234/30221378.13b/0_be30b_461aa607_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/30221378.13b/0_be307_1d3d08c6_XXL.png)
Внутренний дворик медресе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47043/30221378.13b/0_be30a_b7c9fd1d_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/30221378.13b/0_be309_e74394_XXL.png)
Мавзолей Самонидов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/30221378.13b/0_be305_b504fd03_XXL.png)
Мавзолей Саманидов - памятник раннесредневековой архитектуры, расположенный в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей строился в IX веке. Обнаружен и реставрирован в XX веке. Является одним из архитектурных шедевров Центральной Азии и жемчужиной мирового зодчества.
В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет.
До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25232/30221378.13b/0_be304_b1943000_XXL.png)
Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира.
На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально выделил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни.
Восток и Запад - места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда -единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг - он же Полдень - направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.
Рано обнаружив «четыре» - «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой, опирающейся на земную твердь. В древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.
Таким образом, мавзолей - куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/30221378.13b/0_be302_e158bf9_XXL.png)
Классическая форма, безупречные пропорции и ажурная вязь декоративной кирпичной кладки создали рукою мастера шедевр, которым восхищаются народы различных стран и культур вот уже несколько столетий. Мавзолей этот доказывает истину, что подлинное искусство неподвластно времени и понятно и близко любому человеку, независимо от его социального происхождения, образования и национальной культуры.
Отдавая должное уважение архитектору, по чьему замыслу был возведен мавзолей, никогда не стоит забывать, что прочности и долговечности сооружения мы обязаны искусству беззвестных мастеров-строителей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40687/30221378.13b/0_be2fe_a67045cd_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103922/30221378.13c/0_be32d_b0daad3a_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/30221378.13b/0_be2fc_a2205449_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/30221378.13b/0_be2fa_894725d6_XXL.png)
Единственным памятником, возведенным в Бухаре одновременно с выдающимися постройками Амира Темура в Самарканде и Шахрисабзе, является мавзолей Чашма-Аюб. Народная память приписывает сооружение этого мавзолея правителю династии Караханидов Арсланхану, во времена которого были воздвигнуты загородная мечеть Намазгох и минарет Калян.
Надпись, вделанная в стену гласит, что сооружение воздвигнуто по приказанию Амира Темура в 1379 году. Названная дата совпадает со временем отправки Темуром значительного числа мастеров из Хорезма в Шахрисабз для строительства дворца.
Музей воды в этом здании открыли не просто так. Именно здесь бьет источник холодной воды, который жители Бухары считают целебным и священным.
Согласно легенде, во времена засухи жители города молили Бога, прося у него воды. В ответ на их мольбу появился библейский святой Аюб, который ударом посоха по земле сотворил живительный родник.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13b/0_be2f9_d0aca6fc_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50260/30221378.13b/0_be2f8_c4b9c43d_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/30221378.13b/0_be2f5_d827f42_XXL.png)
Арк - это древняя цитадель в Бухаре, оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть (камча) - символ власти в Бухарском Эмирате.
В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища.
Крепость Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. Это большое земляное фортификационное сооружение. В плане он напоминает неправильный прямоугольник, немного вытянутый с запада на восток. Периметр внешних стен Арка составляет 789,60 м, внутренняя площадь - 3,96 га. Высота стен колеблется от 16 до 20 метров.
Все сохранившиеся здания относятся к периодам правления узбекских династий Аштарханидов (XVII в.) и Мангытов (XVIII-XX вв.). Парадный въезд в цитадель архитектурно обрамлен двумя башнями. В верхней части башни соединены галереей с хорошо сохранившимся помещением и террасами для городского караула. Подъём к главным воротам представляет собой пандус, который ведёт через крытый длинный коридор к соборной мечети Джоме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/30221378.13b/0_be2eb_823615c6_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/107080/30221378.13b/0_be2e9_796a0620_XXL.png)
Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке упоминаются в исторических источниках 899-960 годов.
В 1220 году, когда воины Чингисхана захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но завоеватели, проникнув в Арк, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.
Последний страшный вклад в разрушение Арка внесли большевики во время осады Бухары в 1920 году под командованием Михаила Васильевича Фрунзе (30.8.-2.9.1920). По его приказу Арк бомбили с самолёта, пока осаждённые не были вынуждены сдаться. В результате большая часть крепости превратилась в хаос руин.
В настоящее время в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28874/30221378.13b/0_be2e8_2f333eac_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/30221378.13a/0_be2e4_8dc2ec9f_XXL.png)
Мечеть Боло-Хауз
Мечеть Боло-Хауз - это одна из самых красивых действующих мечетей, построенная в 18 веке, и расположенная напротив дворца бухарских эмиров Арк.
Большая летняя мечеть Боло-Хауз, построенная Эмиром Шахмурадом для публичных молитв, являющаяся шедевром мусульманского зодчества, в 18 веке служила местом моления для эмиров и их приближенных. Мечеть до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир.
Она включает в себя удивительный, огромной высоты, многоколонный айван (терраса с 20 колоннами), приковывающее внимание туристов купольное здание, минарет, построенный в конце 19 века известным бухарским архитектором Усто Ширин Мурадовым, и необычайной красоты водоем - хауз.
Мусульмане собираются сюда на молитву не только по пятницам, но и в другие дни.
Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов и служат для поддержки потолка айвана, поэтому они укреплены на бетонном фундаменте. Колонны, находящиеся с одной из торцевых сторон айвана выполнены особо - они образуют парадный вход в айван и затем зимнюю мечеть. Оформление интерьера характерно для XIX - начала XX веков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/30221378.13b/0_be2f2_bf35c6c0_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/30221378.13b/0_be2f3_dc462f4b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/149179/30221378.13f/0_be5e4_aa7e0c2c_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13b/0_be2ee_1e1dbe5e_XXL.png)
В самом центре Бухары над окружающими строениями возвышаются два больших голубых купола медресе Мири-Араб.
Предположительно Медресе было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом, духовным наставником удельного правителя Бухары эмира Убайдулла-хана и идейным вдохновителем борьбы народов против иранских завоевателей.
В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году. Также известно, что заключительные строительные работы были произведены на деньги Убайдулла-хана, полученные им от продажи в рабство 3000 пленных иранцев, а последние крупные столкновения шейбанидов с Ираном произошли в первой половине 20-х годов XVI века. Шейх Абдулла Йамани, умерший в 1526 году, перед смертью завещал похоронить себя на территории построенного им медресе, что также свидетельствует о том, что к этому времени строительство было практически завершено. Вероятно, что в 1530-1536 годах здание медресе было существенно перестроено. Своё современное название «Мири Араб» (имущество Араба) медресе получило уже после смерти его основателя.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/29408/30221378.13a/0_be2cd_32ae7176_XXL.png)
Мечеть Калян, или мечеть джума (пятничная мечеть) считается одной из древнейших в Средней Азии. Археологические раскопки указывают на наличие на ее территории нескольких древних полов. Надпись над входом в мечеть свидетельствует о том, что строительство здания, предположительно, было начато в XV веке. Основные конструктивные части ее и майоликовая облицовка говорят о тесной связи с архитектурой эпохи Улугбека. Надпись на фасаде мечети, содержащая дату 1514 год, относится, очевидно, к одному из поздних этапов отделки здания.
Мечеть Калян - одна из самых грандиозных мечетей Средней Азии - сооружена в формах, близких соборной мечети в Герате, которая, как известно, перестраивалась во второй половине XV века по указанию великого узбекского поэта и мецената Алишера Навои. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося узбекского государства, документально свидетельствующих о преемственной связи с архитектурой предшествовавшего периода.
Главный вход в мечеть.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40687/30221378.13a/0_be2de_1b6493ca_XXL.png)
Эта мечеть заключает обширный двор, окруженный галереями, крытыми куполами на квадратных столбах. Мечеть располагается на площади 1 га и вмещала во время праздничного стечения народа до 10 тысяч человек.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13a/0_be2d3_16d31104_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/30221378.13a/0_be2d1_c78ea34c_XXL.png)
Главный вход в мечеть и минарет Калян. Минарет Калян был наблюдательным пунктом, также имел религиозную функцию. Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть. Предполагают, что иногда он был и местом публичной казни во времена Бухарского эмирата.
Много легенд связано с этой величественной конструкцией, например, история о том, что мастер-строитель, который заложил фундамент из алебастра и молока верблюда, исчез, а вернулся только через два года, когда фундамент стал прочным, и приступил к кирпичной кладке. На трёх его поясах сохранились надписи: дата строительства - 1127 год, имя жертвователя - тюркского правителя Бухары Арслан-хана и имя строителя - усто Бако, могила которого находится в 46,5 м от минарета. В завещании зодчего было сказано, чтобы минарет, если упадёт, упал на его голову. В советское время прилегающая территория стала застраиваться и могила усто Бако попала в частные владения. Единственным условием властей было не разрушать могилу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25232/30221378.13a/0_be2d4_35717b18_XXL.png)
Диаметр минарета внизу - 9 м, вверху - 6 м, высота - 46,5 м. Внутри столба вьётся кирпичная винтовая лестница, насчитывающая 105 ступенек, ведущая на площадку ротонды - фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленной в виде пышного сталактитового карниза.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13a/0_be2da_e1c82f8_XXL.png)
Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жжёного кирпича и увенчанный фонарём-ротондой с 16 сквозными арочными проёмами. По всей высоте минарета 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50260/30221378.13a/0_be2d9_55272d5a_XXL.png)
Мечеть Калян. Боковые ворота и Мавзолей Пой-Калян. В архитектурный комплекс входят Минарет Калян, одноименная соборная мечеть и медресе Мири-Араб. Мавзолей признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/30221378.13a/0_be2d6_a2d12522_XXL.png)
Так-и заргарон торговый купол.
На месте древнего Чорсу Бухары в 1569/70 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары - Так-и заргарон (Так-и заргарон торговый купол), купол ювелиров, превосходное в своем роде здание. Это купольный пассаж, т.е. свод над проезжей частью улицы в соединении с группой окружающих галерей для лавок и мастерских. Так-и заргарон (Токи Заргарон) вмещал 36 мастерских и магазинов ювелиров, со всем инвентарем.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/30221378.13a/0_be2c9_666aaf3b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56621/30221378.13a/0_be2c8_6c65a3c7_XXL.png)
Медресе Улугбека: самое древнее из трех медресе, построенных внуком Амира Темура - Улугбеком в 1417 году. Позже Улугбек отдал приказ строительства медресе в Самарканде и Гиждуване.
В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот имеется надпись из Корана, гласящая о том, что «стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
В школах медресе 80 студентов изучали арабский язык, геометрию, астрономию и религиозные предметы с утра до вечера. Учеба длилась от 15 до 20 лет и учащиеся в этом медресе, постоянно пополняли ряды восточных мыслителей и поэтов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131894/30221378.13a/0_be2c7_33beb91_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26036/30221378.13a/0_be2c6_cf887b3d_XXL.png)
Бухарские бани.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28032/30221378.13a/0_be2c1_4cc2162b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13a/0_be2c0_ef6a1567_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/30221378.13a/0_be2bf_ba5923fc_XXL.png)
Мечеть Мох или Магоки-Аттари - квартальная мечеть XII-XVI веков в Бухаре. Находится на 4,5 м ниже уровня земли, интересна своим резным декором. Впервые мечеть на этом месте была построена в X веке, до этого здесь находилось языческое культовое сооружение. В XII веке мечеть была перестроена, в частности, вход в мечеть был сделан с южной стороны, так как мечеть уже к этому времени окружал мощный культурный слой, до нашего времени от этой постройки дошел только портал, верхняя часть её была утрачена. Современный вид мечеть приобрела в XIV веке при очередной перестройке. В 1934-35 гг. были произведены археологические раскопки, был снят культурный слой, полностью покрывавший мечеть.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56621/30221378.13a/0_be2be_20eb26f6_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44813/30221378.13a/0_be2bd_f099e291_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51827/30221378.13a/0_be2bc_ab716b78_XXL.png)
Медресе Нодир-Диван-Беги, входящее в архитектурный ансамбль XVI-XVII веков Ляби-хауз. Медресе было построено в 1622-1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. В 1993 году медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/30221378.13a/0_be2b7_de8d05ba_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51827/30221378.13a/0_be2b8_cf267dde_XXL.png)
Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симург, которые смотрят на солнце. Медресе построено по примеру медресе Шердор в Самарканде, но вместо знаменитых львов на портале медресе изображены мифические птицы счастья.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/30221378.13a/0_be2b6_f85772a4_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/30221378.13a/0_be2b5_99c26611_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/30221378.13a/0_be2b4_8d6edce5_XXL.png)
Чор-Минор (Четыре минарета) - медресе, возведенное в Бухаре на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году, однако, нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Нияз-кула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.
По четырём углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека.
Каждая из четырёх башен (минаретов) имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают религиозно - философское осмысление четырёх мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто напоминающее крест, христианскую рыбу, и буддистские молитвенные колеса.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/35989/30221378.13a/0_be2b3_20f35ac5_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/30221378.139/0_be2b2_2cf3a8d2_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/30221378.139/0_be2b1_dd3335dc_XXL.png)
Ходжа Насреддин - национальный герой Средней Азии и Ближнего Востока, это образ мудреца и простака одновременно.Благодаря этому персонажу, приоткрывается дверка в загадочную душу Востока. Во всех притчах и анекдотах Ходжа находит выход из самых щекотливых ситуаций. Он виртуозно владеет словом, и часто ставит в тупик своего собеседника абсурдными, и в то же время мудрыми высказываниями. Бухару считают родиной Ходжи Насреддина, здесь его образ окружен огромной народной любовью.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50455/30221378.13a/0_be2b9_46447f21_XXL.png)
P.S.
Продолжение материала, Хива - один из и самых отдалённых уцелевших городов Великого шёлкового пути в Центральной Азии. Отсюда караваны шли в русские княжества и в Европу, доходили до Поволжья.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28292/30221378.13c/0_be341_e40d5881_XXL.png)
ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ
Фототур "Весна Евразии - Новый шелковый путь". Дорога к возрождению контактов между народами
Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами
Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…
Часть 3. Simbiblis: Ташкент - город хлебный
Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии - Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара
Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане