Eng ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/30221378.148/0_c0810_26092d41_orig.png)
Ферапонтов монастырь расположен в Кирилловском районе Вологодской области. Возвышающийся над селом Ферапонтово монастырь, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием.
Как добираться
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/117578/30221378.152/0_c3d39_93d2103f_XXL.jpg)
Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9810/30221378.152/0_c3d3a_213c67be_XXL.jpg)
Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47043/30221378.144/0_bf76d_2332d73a_XXL.png)
Cобор Рождества Богородицы имеет особую значимость для русской и мировой культуры. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью Дионисия. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря - яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6e5_c37cd0d1_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108168/30221378.144/0_bf6e7_bd8eea79_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/30221378.144/0_bf6e6_27bf2c3c_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6e4_6d2942e5_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6e3_80da18b5_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6e2_41b5064b_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94893/30221378.144/0_bf6e1_4a4235d8_XXL.png)
Как был основан монастырь
Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.
Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6e0_f3dbc888_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6df_ac9fc93b_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98971/30221378.144/0_bf6de_33964d8e_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/30221378.144/0_bf6dd_575d8097_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.144/0_bf6dc_6560259e_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/62069/30221378.144/0_bf6db_bbeceaaa_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6da_c2727e5f_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d9_b5e53741_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d8_fc1f9e5b_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d7_6acfe3c_orig.png)
Внутренний двор монастыря.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d6_785dc2df_XXL.png)
Несмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись.
Иконописец Дионисий
В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания - выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи.
Фрески Дионисия
Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. До переделок фасада в XVI в. сюжеты, изображенные на нем, были видны издалека. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131711/30221378.143/0_bf6ce_9de01e00_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44813/30221378.143/0_bf6d5_a29708b3_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d4_b6bd1709_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d3_6fcb2d78_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d2_e24ef417_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56099/30221378.143/0_bf6d1_9c58811d_XXL.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/30221378.143/0_bf6d0_a036065e_orig.png)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52790/30221378.143/0_bf6cf_c60f13d5_orig.png)
Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м2.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30530/30221378.143/0_bf6cd_7b58f3b6_XXXL.png)
***
Соловецкий Архипелаг (Соловки)
Сюда