Пещера старца Максима
Владислав и Станислав Манютины
(Продолжение)
"ПУСТЫНЯ" БЛАЖЕННОГО МАКСИМУШКИ
Еще одним радостным событием для почитателей блаженной памяти ст.Максима стало то, что его пещеру-келью после стольких лет забвения наконец отыскали...
Радуемся, поскольку она для верующих также является местом особо чтимым, святым местом. Подобно пещерам печерских и киевских старцев-затворников, молитвенников о судьбах наших грешных, печальников о судьбах мира.
Первую экспедицию к пещере совершила инициативная рабочая группа, по благословению о.Адриана, в 2011 году. Пещера находится в холмах в 6 км от села Большое Шуватово, близ ныне уже не существующей деревни Чаглы (д.Чаглы - место бывшего православного монашеского скита, написано в истории края). Входы в пещеру (их всего 5) оказались засыпанными песком и камнями. По словам местных жителей, все входы вели в один большой зал. На основном входе была дверь с окошечком, через которое старцу передавали хлеб. После смерти старца, вплоть до 1988 года, пещера посещалась жителями окрестных сёл, люди приносили и оставляли иконы, ставили свечи. Отец Адриан благословил последующие экспедиции к пещере, чтобы очистить от песка и камней наиболее сохранившийся из пяти входов.
В 2013 году состоялась новая экспедиция к пещере старца Максима, в которой участвовали Симбирская Губернская Община и поисковый клуб "Набат", всего более 20 человек. Помолились, и после 2,5 часов раскопок заваленных входов обнаружили глубокую пещеру в конце длинного коридора, в которой были видны углубления для икон и лампады.
Вот она, “пустынька” старца-монаха Максима. Сокровенное место. Жилище аскета. Волнительные минуты для нас.
В церковном понимании “пустыня” или “пустынь” - это не "пески", а место безлюдное, необитаемое. Поэтому “пустынь” может быть в горах, в лесу, в степи и т. д. Для подвижников это понятие еще и духовно-нравственное. Они удаляются от “мира, который лежит во зле”. Не потому, что не любят людей - они преисполнены Любви, а потому уходят, чтобы ничто не мешало молиться за людей и чтобы никто не видел их подвига.
Надо ли говорить, как борет подвижников враг рода человеческого! Сколько в церковной истории свидетельств, какие лишения и испытания приходится им проходить, принуждая свою плоть к смирению, умерщвляя страсти и желания. Сколько поклонов, молитв, безсонных ночей - монахи ведь молятся за весь мир. Их духовная жизнь, духовная брань скрыта от людских глаз, и лишь по воле Божией может стать известной.
Осмотрели скромное жилище пятинского подвижника. Размером оно, определили волонтеры, "примерно метр на метр". То есть, совсем небольшое.
[Здесь тихо и безмолвно, почти звенящая тишина. Ты в "недре" горы. Здесь нет привычного освещения, прохлада, сумерки, и солнце не заглянет утром в окошко. Может, Максимушка зажигал керосиновую лампу или свечи, если они были в таком количестве. Здесь только стены и за спиной выход на Божий свет через длинный с овальным сводом коридор. И здесь все ощущаешь по-другому, а к этому ощущению еще надо привыкнуть. Что в пещерке покой и уединение - это так, но это только внешнее восприятие. А внутреннее - представьте, что вы заключены в подземелье, где вам предстоит борьба с тёмным началом, с силами зла, один на один. И так изо дня в день. Но монах-пещерник блаженный Максимушка, конечно, здесь был не один, он был с Богом...]
Поблагодарили Бога, а вход в пещеру закрыли - "в целях обезпечения безопасности" святого места: [1] т.е., для защиты от осквернения случайно забредшими животными и, как ни печально, - от человеческого вандализма (как оказалось, ранее пещера была свободно посещаема, о чем свидетельствуют многочисленные "наскальные рисунки" не очень благочестивых "туристов".) А также - ради безопасности паломников, т.к. в глиняно-меловых пещерах бывают и обвалы.
Много интересного, наверное, могли бы рассказать нам о блаженном Максиме жители д.Чаглы, рядом с которой расположена пещера старца, но безлюдно здесь ныне...
Одной из последних уехала из Чаглов Екатерина Туркина, ныне - жительница г.Инзы. Она вспоминает о старце-монахе:
- Моя бабушка рассказывала мне, что в горах, недалеко от Чаглов, была вырыта пещера, где жил монах-отшельник. Там он спал, молился, ел на земляном столе, а зимой ходил по снегу босиком, даже через воду переходил... Потом эта пещера осыпалась, а люди начали ходить в эти горы за кладом. Всю гору изрыли, но ничего не нашли...
* * *
Искали вещественные сокровища, а об истинном, духовном сокровище, которое скрывала эта пещера, позабыли. А здесь...
Неизреченный Свет Христов,
Как на Фаворе, в душу лился.
Поклонов посреди, постов -
В пещере праведник молился.
Предивна Божья благодать
И в теле, и в душе Максима.
То человекам не видать,
Но знают ангельские силы.
Холодной, вьюжною зимой
Он угощал всех земляникой.
Возславив Бога, шли домой:
Максим-то праведник великий.
Труды свои он совершал
В пещерном мраке, как во гробе.
Носила Троицу душа.
Максим подвижник, инок строгий.
Он, милуя, врагов прощал,
Озлобленных, болящих ложью,
О скорбях будущих вещал,
Аки пророче, силой Божьей.
От рук неверных претерпел,
В мучении его кончина,
Но славу Господу воспел,
Как воин ангельского чина.
Отныне он на небесах
Всехвально Бога прославляет.
Предивны Божьи чудеса
Его могилка нам являет.
Неизреченный Свет Христов
Хранил в душе Максим пречудный,
Его молитовкой простой
Мы благодатью неоскудны.
[Эти чудесные стихи, посвящённые старцу Максиму Пятинскому, написал Игорь Горемыкин из г.Симбирска].
* * *
Пещерку отыскали, и, как оказалось, она нуждается в защите.
Впрочем, богомольцы, почитатели блаженной памяти старца Максима Пятинского, больше знают и посещают его могилу. Она-то никогда не оставалась без внимания. Как в советские годы, так и сейчас с разных мест съезжаются сюда люди за помощью и утешением.
Сразу после смерти старца Максима первое время, день и ночь, на протяжении нескольких лет, не взирая на погоду, постоянной чередой на его могиле велась служба. В основном, паломниками из Мордовии. И в наше время к могиле старца приезжает большое количество паломников, они занимаются, в силу своих возможностей, облагораживанием могилы и территории около неё. С Саранска паломники приезжают как группами на машинах, так и в частном порядке. Из Самары в тёплое время года приезжают целые автобусы с паломниками, среди которых есть и священники. Остаются с ночёвкой, служат панихиды на могиле старца.
Берут землицу. Землю эту прикладывают к больным местам, а также кладут в воду и настои пьют - помогает, как говорят местные, "от всего, чем хвораешь". Также, рассказывают, "землю берут, на двор сыплют, чтоб скотина велась". Землю эту хранят как святыню.
Подобно этому, верующие брали землицу с могилки блаженного Андрея, симбирского Христа ради юродивого чудотворца, берут с могилки блж.старца схимонаха Антония Ундоровского. Помогает земличка святых Божиих людей. Как и молитвы к ним. Потому и не зарастает народная тропа к месту их упокоения.
Вот, к примеру, летом 2014 года были в Пятино паломники из Никольска Пензенской области, с батюшкой - о.Николаем (Родионовым), о чем одна из них, Оксана Смирнова, написала на своей страничке в соцсети: "Старец говорил, что кто три раза приедет к нему на могилу, за того он будет молиться перед Господом. Поэтому на его могилке всегда есть люди. Например, мы там были не одни"[2].
Но, думается, место молитвенного подвига блаженного Максимушки все же станет со временем и местом паломничества. Поэтому летом (точнее - 13 июня) 2015 года на пещере-келье бл.старца Максима Пятинского была установлена памятная табличка с надписью, которая гласит: "В этой пещере подвизался в своём подвиге старец Максим, просим вас не осквернять намоленых стен пещеры, за вашу безопасность ответственности не несём". Это была добрая инициатива "Симбирской Губернской Общины".
И ещё одно пророчество...
(Окончание следует)
________
[1] barysh-eparhia.ru/news_show.php?data=2015.06.26%252021:17
[2]
https://oksanasmirnova.livejournal.com/61321.html Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель - архим.Адриан (Шитов)]
Автор фото: Еороик Симбирская-Епархия
При использовании материала ссылка на составителей жизнеописания обязательна.
Для писем читателей: lesta73@bk.ru