ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН ИРАИЛЬТЯН
Когда начались систематические раскопки в Египте, сразу всплыл важный вопрос о возможности открытия материалов, которые подтвердили и проиллюстрировали бы библейские повествования о египетском плене израильтян и об исходе из Египта. Активные поиски в этом направлении ведутся с 1837 г., когда их начал американец Робинсон. Более полутора столетий на территории Египта почти непрестанно производились раскопки, равных которым по размаху и интенсивности не знает ниодна страна на планете ! Казалось бы, о драматических событиях, связанных с пребыванием израильтян в Египте, исторические памятники должны говорить громко и внятно ! " Но на этот раз Египет остаётся в долгу перед исследователями. Мало того, они ничего не нашли об Иосифе, они не открыли ни одного документа, ни одного памятника его времени", цитирует А.А.Крывелев В. Кеплера, замечая далее, что " не платит Египет... свои долги.... и в отношении Моисея и его времени" .
" Археология и вообще историческая наука не находят никаких подтверждений для библейской легенды о пребывании евреев в египетском рабстве". Крупный египтолог, Вильгельм Шпигельберг говорит: " То, что Библия сообщает о пребывании Израиля в Египте, является не в большей мере историческим фактом, чем те повести, которые содержатсч у Геродота в его описании исторического прошлого египтян". Ещё в 1887 г. В. Штаде писал: " Во всяком случае ясно, что исследования о фараоне, при котором Израиль вселился в Египет и выселился из него, суть бесплодная игра датами и именами". Даже такой апологетически настроеный автор, как Сайрус Гордон, не находит более сильного аргумента, чем ссылка на то, что легенда о пребывании Израиля в Египте не менее достоверна, чем эпопея Гомера о Троянской войне. Чтобы выйти из этого положения, была предпринята попытка втиснуть всю историю "пленения" в интервал между 1730 и 1580 гг.до н.э., который в истории Египта известен очень мало. Это дало возможность заявлять, что поскольку от этого времени вообще не осталось никаких памятников, то поэтому ничего нет и об израильтянах(!). Однако, согласно церковной традиции, и как сказано в Библии, "плен" длился 430 лет, а не 150.
Традиция приписывает израильтянам этого древнего периода некий стереотип ритуалов и погребений. Но тогда раскопки в Египте могли бы открыть развалины домов, алтарей-жертвенников, орудия производства, предметы домашнего обизода , специфические для этого стереотипа. Можно сделать все мыслимые поправки на то, что придя в Египет, израильтяне быстро усвоили нравы и быт этой страны, но допускать такиеи поправки по отношению к памятникам религиозного культа и в особенности погребений вряд ли допустимо. Их распознать легко, потому что египетские погребальные обряды весьма специфичны и резко отличаются от погребений других народов; к тому же египетские зазоронения обычно являются массовыми. Однако, никаких кладбищ неегипетского происхождения в Египте не найдено !
С другой стороны, обращает на себя внимание тот, хорошо известный, факт, что в огромном количестве найденных египетских папирусов содержатся тексты, весьма близкие к библейским. Примеры таких почти дословных совпалений. Обсуждая эти тексты, некий немецкий библеист Антон Йирку выражает сильнейшее удивление по поводу их смыслового совпадения и строит гипотезы насчёт возможного заимствования. Трудность заключается в том, чтобы понять - кто у кого заимствовал. Если израильтяне заимствовали их у египтян, то снова всиаёт вопрос: где же тогда археологические следы их пребывания в Египте. Кроме того, предполагать, что "египтяне имели псалмы Давида ещё в XV в. до н.э. (куда историки помещают Аментхотепа IV , к времени которого и относятся эти тексты), - "значит поставить на голову всякую возможную библейскую хронологию". Во всех вариантах возникают странные и очень грубое противоречия в традиционной картине египетской истории!
Насколько здесь всё неясно, показывает любопытная работа американского археолога Д. Менденхолла, в которой защищается новая теория, по- иному пытающиеся объяснить древние страницы истории Израиля. Менденхолл считает, что порабощённые массы населения Египта были не едины в этническом отношении и имели разноплеменной состав. Однако общие интересы борьбы за освобождение сплотили некоторую группу в единую силу, стремившуюся к бегству из Египта. Единство действий, необходимое для такого шага, достигалось лишь при условии идеологической потребности и явилась общая религия. Таким обращом, Израиль "начал как специфически религиозное сообщество; только в ходе времени и исторического бедствия религиозная общность, в конце концов, породила биологическую непрерывность".
Как мы увидим, в этих идеях Менденхолла имеется, по видимому, большой процент истины.